"Cоциальные" цены на топливо развратили белорусов?

Источник материала:  
18.04.2012 08:29 — Новости Авто

"Cоциальные" цены на топливо развратили белорусов?


"Cоциальные" цены на топливо развратили белорусов?
Каждый раз, когда "сознательное" интернет-сообщество начинает мусолить тему повышения цен на автомобильное топливо, мучаюсь упорными воспоминаниями: в какой же стране мира бензин и солярка зачислены в социальные товары?! Так и не обнаружил такого "топливного рая". Везде "нефтянка" манит суперприбылями, нигде государство ее не дотирует: в лучшем случае не "давит" производителей высокими налогами в обмен на их обязательства держать "коммунистические" цены на топливо для "своих".

Так поступили, например, в Венесуэле, Египте, некоторых других нефтеносных странах, к коим Беларусь пока не относится. Но республика чуть ли не единственная на планете, в которой широкую общественность подбивают требовать "социальных цен" на бензин! Без всякой экономической логики, но с большой политической и социальной подоплекой. Недаром же отдельные интернет-ресурсы хором убеждают белорусов: топливо — социальный товар и чуть ли не единственный индикатор уровня благосостояния населения.

Чем дороже, тем нужнее?!

По некоторым товарным позициям белорусский потребительский рынок просто неподражаем. Все мировые светила маркетинга бьются в догадках, как увеличить продажи, не снижая цены, а в нашей стране происходит с точностью до наоборот: некоторая продукция дорожает, но спрос на нее только увеличивается! Нынче сахар стоит-скучает на полках и стеллажах, а когда цена на него рвалась вверх — дрались за заветные пакетики. "Налетам" подвергались в прошлом году подсолнечное масло, мыло, крупы… Относительно недавно белорусы обнаружили, что жить не могут без гречки: рвали ее с прилавков почти по любой цене. Нынче эта крупа дешевеет, а ее производители мучаются, как освободить склад от товара.

На мусорку все учебники по маркетингу! Лгут, что спрос на товары не первой необходимости падает при их удорожании или с падением реальных доходов населения. Белорусские АЗС полностью развеивают эти "ученые мифы". Уж бензин и солярку никак к основным продуктам отнести нельзя. В прошлом году и зарплаты выглядели хиленькими, и цены на автозаправках поднимались больше 10 раз, а продажи дизельного топлива на внутреннем рынке выросли за 2011 год на 20 %! В январе—феврале 2012-го его реализация увеличилась еще на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, невзирая даже на лютые морозы, когда немало частных автолюбителей, особенно "дизелисты", на недельку-другую ставят машины на "прикол", чтобы не "замерзнуть на ходу". Откуда же взялся столь высокий уровень продаж "дизеля"? Неужели белорусы после подорожаний начинают больше ездить вопреки законам логики и кошелька?

За два года среднесуточная реализация солярки на приграничных АЗС с Украиной выросла больше чем в 2,5 раза, с Литвой и Латвией — в 3 раза, с Россией — в 15 раз! "Уезжает" отечественное топливо в соседние страны. Ведь разница в ценах значительная. Та же солярка в Беларуси стоит в 1,5—2 раза дешевле, чем в Европе. До последнего подорожания даже у российской выигрывала 20 %. И если "народный экспорт" на Запад сдерживается границей, то на Восток путь совершенно свободен. Даже небольшая разница в стоимости "горючего литра" — 15—20 центов — делает привлекательным вывоз топлива в соседнюю страну. Отсюда и повышенный спрос. И его не сбить никакими административными ограничениями. Чисто теоретически, конечно, можно "закрыть границу" для "частников-бензовозов", но эти меры рикошетом создают неудобства добропорядочным гражданам, которые ездят за рубеж на машине.

Демонизация выхлопной трубы

Собственно говоря, в самом факте "народного экспорта" ничего страшного нет. Наоборот, для экономики очень даже замечательно, когда иностранцы, да и свои граждане, вывозят за границу товары. Но при одном условии: их производство и реализация через розничную сеть приносит прибыль. Топливо к таковой категории не относится. Поставки продукции белорусских НПЗ на внутренний рынок являются убыточными долгие годы: потери для предприятий компенсируются за счет прибыльных экспортных поставок. Но если внутренний спрос из-за дешевизны "потребительских углеводородов" будет расти по 20 % в год, то скоро у НПЗ почти не останется товара для "внешних" покупателей. Еще объяснимо, когда низкие цены удерживаются с целью поддерживать собственный народ, но когда в республику начинают ездить заправляться все ближайшие соседи… С какой радости отечественные нефтепереработчики должны себе в ущерб дотировать их заправку?!

По большому счету, уже давно пора выравнять цены на топливо, как минимум, с российскими. Или даже сделать их несколько выше, чтобы сбить интерес к перемещению белорусского дизеля через западную границу. Экономически решение очевидно. Но топливную проблему обложили информационной войной. Последний год с настойчивостью дятла интернет-ресурсы вдалбливают обывателям сомнительную истину, что топливо является социально значимым товаром. А несколько умных экспертов-экономистов подливают масла в огонь: мол, вслед за сменой ценников на АЗС должны подорожать все другие товары. Причем чуть ли не в той же пропорции.

Конечно, стоимость энергетических ресурсов влияет на все отрасли экономики. Но преувеличивать ее значение тоже не стоит. Грузоперевозки — самая "топливоемкая" деятельность, но даже в структуре себестоимости этой услуги солярка занимает менее половины. Значительная доля приходится на амортизацию транспорта, его обслуживание, ремонт, зарплату… В розничной цене товаров на долю топлива приходится несколько процентных пунктов. Не особенно тянет топливо на статус "социального товара" и для автолюбителей. В противном случае логично и машины, и запчасти, и услуги СТО отнести к этой категории. Автомобиль — не роскошь, а удобное средство передвижения. Но сей расхожий тезис не повод для экономически необоснованного ценообразования на топливо. Когда дотируется общественный транспорт — логично, но "подкармливать" личные машины уж слишком по-гусарски.

Красиво жить не запретишь

И мне неприятно, когда вижу на АЗС новый ценник, но прирост стоимости литра на несколько сотен рублей совершенно не смертелен. Ежемесячный нормальный пробег машины при маршрутах "дом—работа—магазин" — 500—700 километров или 35—50 литров топлива при расходе 7 литров на сотню. В деньгах это около 250—350 тысяч рублей, или 8—12 % от средней зарплаты по республике. Не совсем незаметно для семейного бюджета, но вполне подъемно. Конечно, если гонять на машине без перерыва на рыбалку или к друзьям в другой город, в эту сумму не уложишься. Но за любое удовольствие необходимо платить. В том числе и за крутость с "понтами": большой и мощный двигатель, удовольствие стартануть с перекрестка с визгом шин… Европейцы добропорядочно не нарушают скоростные режимы не только из-за высоких штрафов и внутренней дисциплины, но также из-за жадности. "Притопил" газ на трассе, прибавил лишних 20—40 километров в час скорости — и получи расход топлива на 2—3 литра больше, чем при спокойной езде, соблюдая все ограничения. Ветер в лицо обычно выдувает купюры из кошелька. Да и большие машины в Европе не часто встретишь, в основном малолитражки. Белорусов же "социальные" цены на топливо несколько развратили. Машина длиной меньше 3,5 метра считается несолидной. Но, как говорится, у богатых свои сложности.

Конечно, в цену топлива заложены налоги и акцизы. Вроде бы государство может поступиться ими для поддержки владельцев транспорта. Но тогда придется усилить фискальную нагрузку на молоко с хлебом или снизить пенсии с зарплатами. Ведь бюджет, из которого финансируются социальные программы и выплаты, не волшебный сундучок, деньги в нем сами собой не появляются. Пока же от экономически необоснованно заниженных цен на топливо больше всего выигрывают приграничные спекулянты, которых развелось сверх всякой меры. Их "кормить" точно уж не следует. 
←Брест посетили участники автопробега в рамках Международной программы "Молодежь - мир без границ"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика