Рынок новых автомобилей оживится в Беларуси к концу 2012 года
22.02.2012 16:54
—
Новости Авто
Рынок новых автомобилей оживится в Беларуси к концу 2012 года

В Россию за иномаркой
Единственным относительно дешевым источником новых иномарок для белорусских граждан становится Россия, где всемирно известные бренды уже не первый год развивают свои сборочные предприятия. Сейчас они вполне конкурентоспособны и доступны в условиях российской политики протекционизма в рамках ЕЭП и ТС. Может ли такое случиться, что их опередят по популярности в Беларуси чисто российские бренды?
-- Говорить о том, что российские национальные марки автомобилей будут у нас более популярны, чем мировые бренды, не приходится, - уверен Сергей Варивода, хотя не исключает, что в этом году российские машины получат некий ресурс поддержки. Автомобили включены в число российских товаров, которые имеют статус отечественных на территории Беларуси.
-- Но в дальнейшем, при том уровне технологий, который есть, им трудно будет рассчитывать на укрепление позиций, чего не скажешь об иномарках российской сборки. Их доля будет расти, и не исключаю, что доля собранных в Таможенном союзе и проданных в Беларуси иномарок в течение трех лет превысит долю чистого импорта, -- говорит председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили".
Кстати, рост продаж машин российских брендов в Беларуси уже имел место в 2010 году, когда страна вошла в Таможенный союз. Однако в 2011-м продажи сильно пошли вниз. Теперь вполне возможно повторение той ситуации.
Сергей Варивода прогнозирует, что в 2012 году с учетом невысоких доходов населения, дорогих кредитных ресурсов и борьбы с импортом в Беларуси будет реализовано около 12 тыс. новых автомобилей. Это – уровень 2006 года. В перспективе рынок вполне может вырасти примерно на 50-70% при условии стабилизации экономической ситуации, снижения пошлин и роста отложенного спроса. Оживление рынка возможно не ранее конца 2012 года.
"Перегонщики" исчезли как класс
Некоторые "перегонщики" уже пробуют налаживать деловые связи в России, чтобы в перспективе поставлять новые автомобили для белорусского рынка. Но председатель совета директоров ООО "Китайские автомобили" Сергей Варивода сомневается, что "перегонщики" смогут возродиться.
-- В 2012 году я не вижу ниши для мелкого частного бизнеса по торговле автомобилями, -- говорит эксперт.
По его прогнозам, авторынок в Беларуси начнет развиваться "цивилизованно, как во всех соседних странах, где основной объем продаж идет через официальных дилеров".
"Перегонщики" еще некоторое время работали даже после повышения таможенных пошлин для физлиц с 1 июля 2011 года. Окончательную точку на их деятельности поставило решение белорусских властей отменить с 24 января льготы по НДС. После этого исчезла даже возможность ввезти автомобили для перепродажи в Россию. Все эти меры полностью перераспределили рынок в пользу дилеров.
-- Правда, не позднее середины августа Россия должна ратифицировать документы по вступлению в ВТО, а потом в течение 30 дней присоединиться к этой организации. И тогда пошлины в России (и в странах Таможенного союза) на ввоз автомобилей снизятся на 1/6. Это приведет к незначительному снижению цен на автомобили, но не думаю, что это серьезно изменит баланс в пользу физлиц, -- замечает Сергей Варивода.
Как отмечает генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова, "кто работал по продаже автомобилей "по-черному", оформившись затем в качестве индивидуальных предпринимателей и юрлиц, тот может и дальше продолжать работать". Хотя прежней прибыли они уже иметь не смогут.
Официальный дилер в этом плане оказался в привилегированном положении, так как он обычно развивает два направления бизнеса: центры продаж и СТО. Именно за счет ремонта автомобилей удается сохранять доходность фирмы при падении объемов реализации автомашин.
Белорус предпочтет бюджетную версию любимой марки
Финансовый кризис вынудил многих белорусов пересмотреть структуру и размер своих расходов. Доходы снизились довольно сильно, и в таких условиях приходится жить по средствам.
Сергей Варивода предсказывает рост популярности бюджетного сегмента автомобильного рынка. Скорее всего, желающие купить машину будут предпочитать автомобили В-класса (особо малый класс с кузовом длиной до 4 м). На дорогах станет больше универсалов и пикапов. Кстати, последние довольно неожиданно демонстрируют весьма динамичный рост.
Изменился спрос в сегменте внедорожников, которые после С-класса всегда занимали в Беларуси лидирующее положение. Покупатель ищет теперь более дешевый и менее громоздкий тип внедорожника. А в целом наблюдается выраженное движение спроса в сторону городского кроссовера, самым бюджетным его моделям.
-- Завтрашний день для Минска -- компактный кроссовер класса В или С по платформе, с клиренсом сантиметров 20, чтобы бордюры или сугробы проезжать без проблем, с передним приводом, но с возможностью подключения полного, -- считает Сергей Варивода. – Должны быть небольшие габариты, чтобы парковаться без проблем, а также умеренный расход топлива. Не думаю, что белорусы будут пересаживаться на бюджетные узбекские, российские, китайские или украинские иномарки. Современный потребитель скорее предпочтет более бюджетную версию своей любимой марки автомобиля.