Как пережили 2011 год автошколы
08.02.2012 08:32
—
Новости Авто
Как пережили 2011 год автошколы
В прошлом году в белорусской столице, по данным межрайонного регистрационного отдела ГАИ ГУВД Мингорисполкома, было зарегистрировано рекордное число автомобилей — более 169 тыс. Это на 12,5 % больше, чем в 2010-м, и в 3,5 раза больше, чем в 2000-м. Причем в прошлом году большинство обращений — чуть более 158 тыс. — поступило в Госавтоинспекцию от физических лиц. Всего столичный автопарк прирос на 35,3 тыс. единиц — сегодня по улицам города колесит не менее 721,2 тыс. автомобилей.
Справедливо предположить, что вместе с ростом числа машин в последнее время вырос спрос и на услуги автошкол. Ведь прежде чем садиться за руль, необходимо получить водительское удостоверение. Как непростой 2011 год сказался на количестве автошкол, стоимости обучения и качестве образования, выясняла корреспондент "Р".
"Корочки" лишними не бывают
Сегодня наполняемость учебных классов в автошколах — как в поговорке: то пусто, то густо. В минувшем году в моменты вспышек потребительского ажиотажа некоторые граждане предпочли вложить деньги не в холодильник или в мешок сахара, а в свое будущее. В итоге число курсантов в некоторых автошколах пусть серьезно и не увеличилось, но, по крайней мере, осталось на уровне 2010 года.
"Сейчас занятия проходят в 7—8 учебных группах. Половина обучающихся — молодежь, немалая часть которой традиционно идет учиться "за компанию" с друзьями. Для них получить права — не первоочередная цель, ведь у многих машин нет и в ближайшем будущем не появится. Но думают: пусть "корочки" будут, а вдруг? К тому же парни могут взять "порулить" автомобиль родителей. Да и сейчас престижно иметь права, в объявлениях среди требований при трудоустройстве нередко фигурирует обязательное наличие прав. А вот другая половина курсантов — люди постарше, учатся с перспективой на собственного "железного коня", — рассказывают в автошколе "Автоводитель". В этом заведении, которое в 2011 году подготовило более полусотни курсантов, констатируют, что рост цен на услуги не перебил желания учиться. Цены постепенно повыша-лись и выросли в итоге в 1,5 раза — с Br 1,2 млн до Br 1,85 млн. Это без учета топлива. К слову, на средний курс обучения требуется не менее 60—80 литров бензина, а этот товар в минувшем году взлетел в цене в 2,5 раза.
Не убавилось учеников и у "Дорожной азбуки", здесь в прошлом году подготовили около 500 человек. Как говорят в администрации, спрос на их услуги был и будет: с каждым годом увеличивается число жителей Минска, да и на смену одним студентам вузов приезжают другие, которые не прочь получить "корочки", пока учатся. Правда, теперь уже не ждут по полгода, как раньше, пока подойдет их очередь: благо количество автошкол неизменно растет. Так, по данным МРЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома, в 2011 году только в Минске навыки вождения преподавали 61 городская и 9 областных школ. Последние пусть и зарегистрированы не в столице, но набирали группы, состоящие из минчан. Для сравнения, в 2010-м автошкол было несколько меньше: 55 и 7 соответственно. В борьбе за клиента в ход идут реклама как в реальном, так и в виртуальном пространстве, отзывы бывших курсантов и ценовая политика.
"Не стоит радоваться, если вы записались в автошколу за Br 1,6 млн — в процессе обучения могут "всплыть" лишние суммы, которые надо будет доплатить. Или качество подготовки за эти деньги будет хромать, ведь хороший мастер и инструктор за небольшую зарплату работать не будут, — замечает Сергей, заместитель руководителя одной из столичных автошкол. — Посмотрите: в марте прошлого года обучение стоило в среднем $ 400—420 по курсу, сейчас — примерно $ 200, но скачок стоимости так и не произошел, а ведь, по большому счету, с топливом она должна составлять более Br 3 млн. Но курсанты эту сумму не потянут. Примечательно, что о желаемой цене повыше говорят и в других учебных заведениях столицы, где учат вождению. Доводов для этого немало: преподавательскому составу надо платить достойную зарплату плюс аренда, коммунальные платежи... Правда, цифры называются более скромные — в пределах Br 2,3—2,7 млн за курс обучения. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем удастся приблизиться к этой цене, ведь с апреля, как полагают в автошколах, для них увеличится стоимость аренды.
"Права" и "обязанности"
А тем временем, пока в одних автошколах мастера не сидят без дела, в других отмечают явный дефицит курсантов. Так, в автошколе "Вневедомственная охрана" в 2011 году училось на 10—15 % меньше, чем в 2010 году, когда число "студентов" составило более 2,8 тыс. человек. В месяц здесь "запускали", как минимум, 5 групп водителей категории "В". И хоть стоимость за 3,5—4,5 месяца обучения вместе с топливом (75 литров бензина) увеличилась всего на Br 400 тыс., все равно отток клиентов налицо. Правда, он не такой большой, как у автошколы "Автогалактика", где спрос упал ровно в два раза. Особенно почувствовали в школе отток числа желающих получить права ближе к осени. Это произошло, даже несмотря на то, что цены выросли незначительно: до Br 1,8 млн в утренних и дневных группах и до Br 1,95 млн — в вечерних.
Три класса из прежних четырех, в каждом из которых занимаются до 30 человек, функционируют в автошколе "Сигнал". Здесь, по словам завуча по обучению, число курсантов упало на 10—20 %. Ценник же в зависимости от формы обучения колеблется в пределах Br 1,6—2 млн "После весенней девальвации люди резко перестали идти учиться, потом осенью доллар снова вырос, зарплаты не поспевали за ценами. В итоге даже те, кто пошел учиться, оплату предпочитали вносить не сразу, а частями, и не в три этапа, а во все пять", — говорят в автошколе "Формула скорости". За год стоимость "водительского" образования здесь повысили на Br 550 тыс. — с Br 1,25 млн до Br 1,8 млн. Видимо, часть потенциальных клиентов автошкол все же предпочла сэкономить или вложить деньги во что-то более ценное, нежели водительское удостоверение.
Вместе с тем, согласно статистике, в столичных автошколах количество желающих учиться меньше не стало. В МРЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома отмечают: если в 2010-м они подготовили 41,211 тыс. человек, то в прошлом году — на 257 человек больше. Вместе с тем автообразование знавало времена и получше. Так, в 2009-м число выпускников автошкол превысило 46,5 тыс. Начиная с 2007 года их количество ежегодно прирастало на 10 тыс. человек.
"Из общего числа курсантов, подтверждающих свое право на автоправа, у нас в 2011 году с первого раза не сдали 61,3 % курсантов, подготовленных в автошколах. В 2010-м таковых было 55,7 %, в 2009-м — 61,2 %. Начиная с 2007 года эта планка, за исключением одного года, все время держится выше 60 %, что не в положительную сторону говорит об уровне подготовки, — рассказывает начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ МВД Мингорисполкома Дмитрий Савощенко. — Что касается ДТП, произошедших в прошлом году по вине водителей, стаж у которых составляет до одного года, то таких случаев стало на 44 % меньше, чем в 2010-м. Хотя в 2011 году 5 человек погибли по вине новичков, в то время как годом ранее — ни одного".
Справедливо предположить, что вместе с ростом числа машин в последнее время вырос спрос и на услуги автошкол. Ведь прежде чем садиться за руль, необходимо получить водительское удостоверение. Как непростой 2011 год сказался на количестве автошкол, стоимости обучения и качестве образования, выясняла корреспондент "Р".
"Корочки" лишними не бывают
Сегодня наполняемость учебных классов в автошколах — как в поговорке: то пусто, то густо. В минувшем году в моменты вспышек потребительского ажиотажа некоторые граждане предпочли вложить деньги не в холодильник или в мешок сахара, а в свое будущее. В итоге число курсантов в некоторых автошколах пусть серьезно и не увеличилось, но, по крайней мере, осталось на уровне 2010 года.
"Сейчас занятия проходят в 7—8 учебных группах. Половина обучающихся — молодежь, немалая часть которой традиционно идет учиться "за компанию" с друзьями. Для них получить права — не первоочередная цель, ведь у многих машин нет и в ближайшем будущем не появится. Но думают: пусть "корочки" будут, а вдруг? К тому же парни могут взять "порулить" автомобиль родителей. Да и сейчас престижно иметь права, в объявлениях среди требований при трудоустройстве нередко фигурирует обязательное наличие прав. А вот другая половина курсантов — люди постарше, учатся с перспективой на собственного "железного коня", — рассказывают в автошколе "Автоводитель". В этом заведении, которое в 2011 году подготовило более полусотни курсантов, констатируют, что рост цен на услуги не перебил желания учиться. Цены постепенно повыша-лись и выросли в итоге в 1,5 раза — с Br 1,2 млн до Br 1,85 млн. Это без учета топлива. К слову, на средний курс обучения требуется не менее 60—80 литров бензина, а этот товар в минувшем году взлетел в цене в 2,5 раза.
Не убавилось учеников и у "Дорожной азбуки", здесь в прошлом году подготовили около 500 человек. Как говорят в администрации, спрос на их услуги был и будет: с каждым годом увеличивается число жителей Минска, да и на смену одним студентам вузов приезжают другие, которые не прочь получить "корочки", пока учатся. Правда, теперь уже не ждут по полгода, как раньше, пока подойдет их очередь: благо количество автошкол неизменно растет. Так, по данным МРЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома, в 2011 году только в Минске навыки вождения преподавали 61 городская и 9 областных школ. Последние пусть и зарегистрированы не в столице, но набирали группы, состоящие из минчан. Для сравнения, в 2010-м автошкол было несколько меньше: 55 и 7 соответственно. В борьбе за клиента в ход идут реклама как в реальном, так и в виртуальном пространстве, отзывы бывших курсантов и ценовая политика.
"Не стоит радоваться, если вы записались в автошколу за Br 1,6 млн — в процессе обучения могут "всплыть" лишние суммы, которые надо будет доплатить. Или качество подготовки за эти деньги будет хромать, ведь хороший мастер и инструктор за небольшую зарплату работать не будут, — замечает Сергей, заместитель руководителя одной из столичных автошкол. — Посмотрите: в марте прошлого года обучение стоило в среднем $ 400—420 по курсу, сейчас — примерно $ 200, но скачок стоимости так и не произошел, а ведь, по большому счету, с топливом она должна составлять более Br 3 млн. Но курсанты эту сумму не потянут. Примечательно, что о желаемой цене повыше говорят и в других учебных заведениях столицы, где учат вождению. Доводов для этого немало: преподавательскому составу надо платить достойную зарплату плюс аренда, коммунальные платежи... Правда, цифры называются более скромные — в пределах Br 2,3—2,7 млн за курс обучения. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем удастся приблизиться к этой цене, ведь с апреля, как полагают в автошколах, для них увеличится стоимость аренды.
"Права" и "обязанности"
А тем временем, пока в одних автошколах мастера не сидят без дела, в других отмечают явный дефицит курсантов. Так, в автошколе "Вневедомственная охрана" в 2011 году училось на 10—15 % меньше, чем в 2010 году, когда число "студентов" составило более 2,8 тыс. человек. В месяц здесь "запускали", как минимум, 5 групп водителей категории "В". И хоть стоимость за 3,5—4,5 месяца обучения вместе с топливом (75 литров бензина) увеличилась всего на Br 400 тыс., все равно отток клиентов налицо. Правда, он не такой большой, как у автошколы "Автогалактика", где спрос упал ровно в два раза. Особенно почувствовали в школе отток числа желающих получить права ближе к осени. Это произошло, даже несмотря на то, что цены выросли незначительно: до Br 1,8 млн в утренних и дневных группах и до Br 1,95 млн — в вечерних.
Три класса из прежних четырех, в каждом из которых занимаются до 30 человек, функционируют в автошколе "Сигнал". Здесь, по словам завуча по обучению, число курсантов упало на 10—20 %. Ценник же в зависимости от формы обучения колеблется в пределах Br 1,6—2 млн "После весенней девальвации люди резко перестали идти учиться, потом осенью доллар снова вырос, зарплаты не поспевали за ценами. В итоге даже те, кто пошел учиться, оплату предпочитали вносить не сразу, а частями, и не в три этапа, а во все пять", — говорят в автошколе "Формула скорости". За год стоимость "водительского" образования здесь повысили на Br 550 тыс. — с Br 1,25 млн до Br 1,8 млн. Видимо, часть потенциальных клиентов автошкол все же предпочла сэкономить или вложить деньги во что-то более ценное, нежели водительское удостоверение.
Вместе с тем, согласно статистике, в столичных автошколах количество желающих учиться меньше не стало. В МРЭО ГАИ ГУВД Мингорисполкома отмечают: если в 2010-м они подготовили 41,211 тыс. человек, то в прошлом году — на 257 человек больше. Вместе с тем автообразование знавало времена и получше. Так, в 2009-м число выпускников автошкол превысило 46,5 тыс. Начиная с 2007 года их количество ежегодно прирастало на 10 тыс. человек.
"Из общего числа курсантов, подтверждающих свое право на автоправа, у нас в 2011 году с первого раза не сдали 61,3 % курсантов, подготовленных в автошколах. В 2010-м таковых было 55,7 %, в 2009-м — 61,2 %. Начиная с 2007 года эта планка, за исключением одного года, все время держится выше 60 %, что не в положительную сторону говорит об уровне подготовки, — рассказывает начальник межрайонного экзаменационного отдела ГАИ МВД Мингорисполкома Дмитрий Савощенко. — Что касается ДТП, произошедших в прошлом году по вине водителей, стаж у которых составляет до одного года, то таких случаев стало на 44 % меньше, чем в 2010-м. Хотя в 2011 году 5 человек погибли по вине новичков, в то время как годом ранее — ни одного".