Коллекционер из Витебска охотился за знаменитым "черным воронком" 6 лет
28.01.2012 09:42
—
Новости Авто
Коллекционер из Витебска охотился за знаменитым "черным воронком" 6 лет
Коллекционеров раритетных авто называют "охотниками за привидениями" — эти люди готовы годами искать автомобиль, потом несколько лет уговаривать владельца его продать, а потом еще не один год кропотливо восстанавливать. То,
что мы видим на редких выставках старинных авто, лишь часть коллекции, которая хранится у "охотников". Потому как многие из них считают свои находки делом частным и предпочитают любоваться ими в гараже, вдали от любопытных глаз. Показывают предмет своей гордости далеко не все. Мы нашли одного из коллекционеров, чтобы узнать, где восстанавливают любители ретро свои авто.
что мы видим на редких выставках старинных авто, лишь часть коллекции, которая хранится у "охотников". Потому как многие из них считают свои находки делом частным и предпочитают любоваться ими в гараже, вдали от любопытных глаз. Показывают предмет своей гордости далеко не все. Мы нашли одного из коллекционеров, чтобы узнать, где восстанавливают любители ретро свои авто.С виду ничем не примечательный дом вдали от центра Витебска. Ну кому придет в голову, что рядом с ним, за забором, под системой навесов "прячутся" раритетные машины, причем стоимость некоторых из них идет уже не на десятки, а на сотни тысяч долларов? Единственное, что выдает "охотника за привидениями", — передняя часть DKV "ауди" 1935 года выпуска, установленная на гараже. Эта машина восстановлению уже не подлежала, и из нее сделали светильник. Он же теперь — символ клуба "Автовитязь", который организовал Евгений Смольский, витебский коллекционер.
Заходим в гараж. Тут красуется "Москвич-401" (на снимке слева), по внешнему виду — как только что сошедший с конвейера.
— Эта малолитражка выпускалась в Москве с декабря 1946-го по 1954 год, аналог автомобиля "Opel Kadett K38", сходившего с конвейера в 1937—1940 годах в Германии, — дает историческую справку Евгений. — Прежние хозяева этого небольшого авто были мужчины в теле, больше ста килограммов весом каждый, а машинка маленькая совсем. Под их тяжестью лопались пружины в передней подвеске, но в остальном старинный автомобиль сохранился хорошо.
Коллекционер выезжает на авто из гаража. Я сажусь в салон и не могу скрыть удивления: здесь не то что панель управления, даже обивка сохранилась в прежнем виде.
— Для меня очень важно придать автомобилю историческую точность. Если переделать машину "под себя", оставить лишь внешнюю оболочку и начинить ее последними новинками техники, это нельзя назвать полноценной реставрацией, — рассуждает Евгений, пока мы едем по улице.
— А нас не остановят гаишники? — интересуюсь я.
— Нет, что вы. Этот автомобиль честно прошел техосмотр, чем вызвал немало удивления у сотрудников ГАИ, — последовал ответ. — На этом "москвиче" я не езжу каждый день, а только по особым случаям. Зимой и вовсе стараюсь поберечь машину и держать ее в гараже. К тому же тут нет никакой системы отопления, "печка" не предусмотрена, поэтому в мороз кататься на ней просто холодно.
Однако чаще всего автомобили попадают к Евгению в нерабочем состоянии. На восстановление некоторых экземпляров может уйти несколько лет и кругленькая сумма.
— Причем, чтобы воссоздать автомобиль, что называется, до винтика, нужно разобрать несколько аналогичных автомобилей. Чтобы вернуть к жизни один олдтаймер, приходится жертвовать другими такими же, их в среде коллекционеров называют донорами. Из них вырезаются все рабочие элементы и ставятся на исходную машину, — объясняет Евгений.
Возвращаемся в гараж и выходим во двор у дома. Под несколькими навесами — редкие экземпляры советского и зарубежного автопрома. Заглядываем под один из них. Здесь первый автомобиль, с которого начиналась коллекция Евгения, — ЗАЗ-965, он же "горбатый".
— Историю прежних владельцев я знаю хорошо. Первым купил машину житель Витебска "за тысячу бутылок водки" — именно столько тогда она стоила в пересчете на ценник алкогольного напитка, — рассказывает коллекционер, снимая чехол с автомобиля. — Кстати, первая партия "горбатых" увидела свет в 1960 году. ЗАЗ-965 создали по образцу и подобию итальянского "Fiat-600", и он предназначался для массового распространения. Он был экономичным и доступным, но двигатель был слабым и шумным, салон — тесным. Но, как говорится, лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Второй владелец перекрасил ЗАЗ в вишневый цвет и подарил сыну на 18-летие. Но Евгению, который случайно увидел авто у знакомых, "горбатый" тоже понравился, и он поспешил его перекупить.
Следующий автомобиль, обитающий во дворе, — легендарный "Опель-Олимпия". Название ему было дано в честь Берлинской Олимпиады 1936 года, поэтому на эмблеме радиатора изображена знаменитая скульптура "Дискобол". "Олимпия" стала первым в мире автомобилем, который по воздуху пересек океан: гигантский дирижабль в марте 1936 года доставил одну малолитражку в Рио-де-Жанейро. Что интересно, в Беларусь этот автомобиль тоже попал по воздуху.
— Военный родом из Витебска выкупил раритетное авто у пожилого немца и вывез с запчастями на родину на самолете Ил-76. Мужчина не собирал редкие авто, не возил по выставкам свою "олимпию", а сам ездил на ней по делам, — рассказывает Евгений. — Эта нещадная эксплуатация сыграла положительную роль — автомобиль не сгнил от старости.
Позже этот военный продал свой "опель" Евгению. Теперь он на реставрации. Ждет своей реставрации в гараже коллекционера и знаменитый ГАЗ-М-1, "эмка". Этот автомобиль серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936-го по 1943 год и был одним из символов своей эпохи. "Эмка" стала известна как служебный автомобиль НКВД, в народе машину прозвали "черным воронком". Даже анекдот тридцатых годов подтверждает популярность автомобиля: "Сколько у нас автомобилей на душу населения?" — "Две машины: "черный воронок" и скорая психиатрическая помощь".
"Воронок", принадлежащий Евгению, когда-то получил летчик-герой за боевые заслуги. Позже автомобиль перешел в руки племянника героя из Витебска. Тот очень любил эту машину, часто ездил на ней, называл сокровищем и никому не продавал. "Охотники за привидениями" устали уговаривать владельца о продаже: предлагали ему 3 новеньких "опеля" или 2 квартиры в Минске.
— Многие коллекционеры знали об этой машине, я и сам много раз проходил мимо гаража, в котором хранилась эта "эмка", — вспоминает Евгений. — Шесть лет я боролся за этот автомобиль, уговаривал хозяина продать "эмку". В конце концов владелец согласился продать мне "черный воронок". Многие мои соперники, которые также охотились на этот автомобиль, затаили обиду…
Как известно, "эмка" — полная копия "Ford V8", который имел 8-цилиндровый двигатель. Но в советской легковушке в целях экономии установили 4-цилиндровый от полуторки. Так вот, по рассказам одного старожила, двигателями от "эмки" в годы войны комплектовали даже танки.
— Таких автомобилей сохранилось всего несколько штук по всему бывшему Советскому Союзу. И мой автомобиль один из тех, что лучше всего сохранились. Он в "родном" металле, с оригинальным двигателем и трансмиссией. А запчасти, которыми оснастил его последний владелец, мы заменяем на оригинальные.
Один из самых редких экземпляров в коллекции — детская машинка, копия советского бронированного автомобиля ЗИС-115. Оригинал могли позволить себе в СССР только высшие правительственные чины, его уменьшенную копию — их дети. Евгений полностью отреставрировал копию ЗИС-115 и подарил на день рождения сыну с надеждой на то, что маленький Егор, когда вырастет, продолжит семейную традицию собирать олдтаймеры.
------------------------------------------------
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |




