Госконтроль разберет автосервис по винтикам
Отечественные предприниматели не питают большой уверенности в том, что в будущем году отношение государства к частному бизнесу существенно изменится в лучшую сторону. Хоть бы хуже не стало. А вероятность того, что для некоторых субъектов хозяйствования условия для ведения бизнеса могут ухудшиться, существует. В частности, как стало известно Naviny.by, Комитет госконтроля собирается доступными ему методами навести порядок в автосервисе.
В аналитической записке, направленной Комитетом госконтроля в правительство, высказывается обеспокоенность массовым беззаконием и многочисленными нарушениями в сфере оказания услуг по ремонту автомобилей. КГК намерен положить этому конец. Бизнес-сообщество же с позицией КГК не согласно. Вместо того чтобы бить по голове, надо сначала создать приемлемые условия для ведения бизнеса, заявляют эксперты.
По информации КГК, в первом полугодии 2011 года контролирующими органами было проведено более двух тысяч проверок субъектов автосервиса (около 60% всех действующих в стране). В ходе проверок контролеры диагностировали наличие хронической болезни у субъектов хозяйствования — сокрытие выручки.
«Проверки показали, что субъекты хозяйствования продолжают практику приема в ремонт автомобилей без оформления необходимых документов, а также без надлежащего ведения учета заявок и заказов на оказание услуг автосервиса. Эти нарушения выявлены на каждой второй из проверенных станций техобслуживания», — подчеркивается в аналитической записке КГК.
В подтверждение этому КГК приводит ряд примеров. Так, «при проверке ОДО «Мобилтех» (Витебск) установлено, что дневная выручка станции в период с 27 июля по 7 августа составлял от 200 до 500 тысяч рублей. А в день проверки она выросла до 2 млн. рублей, то есть в 4 раза».
На СТО ЧПТУП «Микинтер» контролеры установили факты «неоприходования денежных средств в сумме 113 тысяч рублей, при этом выявлены излишки в сумме 213 тысяч рублей, наличная валюта в сумме 300 долларов. Кроме того, в книге замечаний и предложений имелась запись клиента о том, что за услуги по ремонту автомобиля он передал работникам СТО 500 евро, 200 долларов и 290 тысяч рублей. Однако в заказ–наряде, выданном заявителю, указана стоимость услуг всего в размере 1246 тысяч рублей при суммарной стоимости уплаченных средств в сумме 3096 тысяч рублей».
Результаты мониторинга показались КГК удручающими. Кроме того, каждое четвертое нарушение было связано с несоблюдение требований к сертифицированным услугам. Также нормой в работе СТО, по словам контролеров, стал отказ потребителям в оказании определенных видов услуг автосервиса, предусмотренных выданными сертификатами соответствия, вследствие недостаточной технической оснащенности объектов автосервиса.
«Учитывая массовость и множественность нарушений законодательства при оказании услуг автосервиса, КГК считает целесообразным в течение 2012 года проведение повсеместного внепланового инспекционного контроля в отношении субъектов хозяйствования, оказывающих такие услуги», — настаивает КГК. В комитете полагают, что это будет эффективной мерой, которая будет способствовать наведению порядка на СТО.
Но планы КГК, естественно, насторожили предпринимателей, работающих в автосервисе. По их мнению, условия для ведения бизнеса и так не являются оптимальными. Более того, сфера настолько зарегулирована, что не нарушать законодательство невозможно.
«КГК требует регистрировать документы, касающиеся услуг автосервиса. Но не для того чтобы облегчить ведение документоучета, а чтобы легче было контролировать эту сферу. А для бизнеса дополнительная регистрация — это удорожание услуг, так как в этом случае придется содержать большой штат сотрудников. То есть маленьким автосервисам надо много зарабатывать, чтобы выполнять все требования по регистрации», — констатирует директор одной из частных СТО.
Также бизнес не согласен с претензиями КГК относительно сертификации услуг. «От бизнеса требуют регистрировать и подтверждать сертификатами оказание услуг. Но все автомобили невозможно охватить сертификатами. Например, «Москвич» у нас официально никто не имеет права обслуживать. Это значит, что если владелец этой марки приезжает на СТО, то работа по ремонту автомобиля ведется нелегально. Иначе придет госконтроль, изымет выручку и наложит штраф», — заявляет собеседник.
При этом он подчеркивает: власти хотят ужесточить контроль, но сами так и не решили главную проблему — функционирование нелегального гаражного автосервиса. Серый автосервис благополучно процветает — работает так, как считает нужным, не выполняет никаких условий и не платит налоги. А легальный автосервис старается жить по закону, но за это получает только нагоняй и массовые проверки.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин также убежден, что контролерам надо прежде всего наладить борьбу с теневым бизнесом. «Это проблема людей в погонах. Они должны отрабатывать свои зарплаты и пенсии», — заявил он.
По мнению Карягина, госорганам надо провести исследование на предмет того, какие проблемы есть у автосервиса: «А приходить и бить по голове — это кто угодно сделает. И это неправильный метод. Надо не проверки проводить, а оказать помощь для развития бизнеса, помочь ему стать более конкурентоспособным и оказывающим качественные услуги».
Андрей КОЖЕМЯКИН