Новые автомобили скоро подорожают
Белорусские автодилеры в декабре немного снизили цены. Предновогодние скидки? Можно сказать и так. С 2012 года цены на новые автомобили существенно вырастут, что, естественно, осложнит их реализацию. Почему так произойдет? Как удалось выяснить Naviny.by, Минфин подготовил изменения в указ президента, которые меняют систему налогообложения автомобильного бизнеса. Автодилеры не сомневаются, что указ в новой редакции будет принят, а, соответственно, вопрос о повышении цен практически решен.
Белорусы вывезут валюту в Россию?
В первой половине декабря автодилеры получили письмо из Министерства по налогам и сборам (МНС), в котором их уведомили, что действующая система налогообложения с 1 января 2012 года может измениться.
В настоящее время налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой приобретения и ценой реализации легкового автомобиля. В то же время изменения в указ президента, подготовленные Минфином, предполагают, что с нового года НДС будет исчисляться со всей стоимости автомобиля.
«Новый порядок определения налоговой базы по НДС будет применяться в отношении транспортных средств, отгруженных покупателям с 01.01.2012 независимо от того, когда данные транспортные средства были приобретены (ввезены)», — говорится в письме МНС, текстом которого располагают Naviny.by.
По оценкам участников автомобильного рынка, новые условия работы приведут к тому, что цены на автомобили с нового года подорожают примерно на 20%. В этой связи автодилеры ожидают падение рынка в наступающем году.
«Мы ранее предполагали, что белорусский рынок новых автомобилей может вырасти на 30% в 2012 году. Такой прогноз предусматривал, что условия ведения автобизнеса останутся неизменными, и с учетом этого продажи в будущем году могли бы возрасти до 23-24 тыс. новых автомобилей. В этом году, по нашим оценкам, будет продано 17-17,5 тысячи новых автомобилей. Однако, с учетом ожидаемого повышения цен, в 2012-м году мы ожидаем падение рынка новых автомобилей на 20%», — сообщил Naviny.by бренд-менеджер международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.
Директор ООО «Китайские автомобили» Александра Загорская считает, что грядущее повышение цен на новые автомобили может не только сократить спрос на внутреннем рынке, но и привести к оттоку капитала.
«Покупательная способность населения за этот год снизилась, кредиты стали дорогими. На этом фоне повышение цен на новые автомобили, которое запланировано на начало 2012 года, может привести к двум последствиям. Во-первых, спрос на автомобили со стороны населения снизится. Во-вторых, может произойти отток капитала. Те, кто планирует покупать новый автомобиль, могут уехать за покупкой в Россию», — предполагает Александра Загорская.
По ее словам, российские автодилеры получают от заводов-производителей более высокие скидки, соответственно, цены на автомобили в России могут оказаться ниже, чем в Беларуси после грядущего подорожания.
«Соответственно, часть покупателей может решить приобретать автомобиль в России. Диспаритет цен будет стимулировать вывоз гражданами валюты из страны. С другой стороны, это приведет к снижению налогооблагаемой базы у белорусских автодилеров, и организаций, которые занимаются смежными сферами деятельности — страхованием, кредитованием», — говорит Александра Загорская.
Как следствие, добавляет она, налоговые доходы бюджета могут сократиться. Кому же в таком случае выгодно грядущее повышение цен на новые автомобили?
По неофициальной информации, инициатива о пересмотре системы налогообложения белорусского автобизнеса исходит от России. Некоторые участники автомобильного рынка предполагают, что данная мера входит в пакет обязательств, взятых Беларусью, чтобы получить кредит из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В России, к слову, уже сегодня действуют меры, которые в Беларуси предлагается ввести с 1 января, — НДС там исчисляется со всей стоимости автомобиля.
Могут ли цены снизиться?
Теоретически, как-то сгладить ожидаемый рост цен на новые автомобили могут за счет своей маржи заводы-производители. Однако участники рынка говорят, что больших надежд на этот фактор возлагать не стоит.
«Хотелось бы надеяться, что производители пойдут навстречу и снизят свои цены для Беларуси. Однако, с другой стороны, расчеты показывают, что изменение системы налогообложения приведет к увеличению стоимости новых автомобилей на 20%. Ни один производитель не пойдет на столь значительное снижение цен, которое бы позволило погасить ожидаемое подорожание!» — подчеркивает Илья Прохоров.
Александра Загорская отмечает, что времени вести переговоры с производителями о снижении цен практически нет — до нового года осталось две недели, а официального решения о внесении изменений в налоговое законодательство до сих пор не принято.
По оценкам некоторых участников рынка, заводы-производители могут снизить отпускные цены для Беларуси в лучшем случае на 5%. Рассчитывать, что цены на новые автомобили могут опуститься также за счет маржи дилеров, особо не стоит. «Дилерская маржа небольшая — от 1,5% до 7% в зависимости от модели автомобиля», — констатирует Илья Прохоров.
Какой же выбор останется делать потенциальным покупателям в условиях, когда стоимость нового автомобиля в 2012 году существенно вырастет? Искать их в России по более низким ценам?
Если денег все равно не хватит, можно купить б/у автомобиль на родной земле. К счастью, ожидаемые изменения в налоговое законодательство практически никак не повлияют на стоимость этой категории автомобилей.
Вот, пожалуй, и все новости.
Ах, да, и вот еще что. Министерство по налогам и сборам в заключительной части своего письма автодилерам отмечает, что в соответствии с указом о мерах по работе с обращениями граждан решение о внесении изменений в налоговое законодательство может быть обжаловано в суде. Спасибо за напоминание, утешили…
Дмитрий ЗАЯЦ