Как таксисты выживают в кризис?
03.09.2011 14:33
—
Новости Авто
Как таксисты выживают в кризис?
1 сентября стоимость километра в службе такси "Столица" повысилась до 2500 рублей. Это притом, что предыдущий тариф – 2200 – и без того был самым высоким по Минску. По этому же тарифу продолжают возить своих пассажиров службы 107 и 152. Однако, считают таксисты, даже 2500 рублей недостаточно для того, чтобы поездки были рентабельными. По их мнению, стоимость километра должна быть как минимум 4 тысячи.
Тарифы в других минских службах такси колеблются от 1500 до 2000. Самый низкий – 1500 рублей – у службы "Алмаз", однако, жалуются TUT.BY водители “Алмаза”, многие таксисты едва могут окупить свои поездки, поэтому вынуждены переходить в другие службы. Например, в ту же “Столицу”, где количество машин уже несколько прибавилось, несмотря на кризис. И заказов, говорят, меньше не стало.
Как рассказал TUT.BY Андрей Крылов, заместитель директора ООО “Премия для Вас” (184), в конце октября тариф поднимется до 2000-2200 и в их службе (сейчас – 1600 за 1 км) и, полагает он, остальные службы рано или поздно тоже будут вынуждены это сделать.
Работать же всем приходится намного больше, говорят таксисты. “Работаем по 14 часов, вместо 8, как раньше, выходных почти нет: было два, теперь с трудом 1 получается. Скоро без штанов останемся и будем лампочкой носки штопать!” – возмущаются таксисты “Алмаза”.
Сколько зарабатывают таксисты в Минске?
Как рассказали TUT.BY в отделе маркетинга службы такси “Столица”, сегодня водитель такси зарабатывает в целом 6-7 млн, однако, если отсюда вычесть налоги, топливо, ежемесячное ТО, страховку и т.д., то “чистыми” заработок водителя – 1,5-2,5 млн.
"В среднем таксист меняет масло в машине 1 раз в месяц, потому как проезжает около 10 тысяч км, - рассказал TUT.BY администратор сайта Taxist.by Евгений. – Амортизация раньше была около 200$, сейчас – 300-400$. Большую часть кассы составляет топливо: я плачу за топливо в день по 100-150 тысяч. Если колодки вчера стоили 30$,и это было 90 тысяч, то сегодня это почти 300 тысяч".
Как рассказали TUT.BY в одном из центров замены масел в Минске, поменять масло в легковом автомобиле с материалами фирмы – 33 900 рублей, с материалами клиента – 47 900. Таксистам, сообщили в центре, предоставляется скидка – 15%, так что “поменять масло для таксиста не так уж затратно”.
Однако тариф 2500 рублей за километр, подчеркнули в службе такси “Столица”, вполне оправдан, и если сделать его меньше – “водители будут работать в минус”, а им, дескать, тоже нужно зарабатывать деньги. Кстати, по словам самих таксистов,в хорошие времена, можно было и тысячу долларов заработать. Теперь это – лишь мечты.
Кстати, некоторые таксисты, уже берут и по 4 тысячи за километр. “Ваши минские тарифы нам уже здесь (в Бресте) порядком надоели. Мы уже 3 месяца возим от борта по 4 тысячи. Работать себе в убыток я не намерен", - делится своим опытом один из брестских таксистов на специализированном форуме. По 4 тысячи "от борта" возят и минские таксисты. Но чтобы найти пассажира, согласного на такой тариф, надо очень постараться. “Говоришь человеку, мол, у меня км стоит 4000, потом везешь его, слушаешь радио, а там песенка зазывает "позвони и мы подбросим" и сумма - 1500 за км. Во время такой рекламы я кашляю громко-громко, а пассажир теряет сознание!:)" - пишет на форуме другой таксист.
"Таксисты теперь будут больше возить "от борта", чем по заказам, и тысячи по 4 (а то и больше) за километр", - выразил мнение в беседе с коррепондентом TUT.BY водитель такси “Алмаз” Владимир. Таксистам, подчеркивает он, даже за 2500 невыгодно ездить по вызовам.
Собственно, заказывать такси белорусы уже не так спешат, как раньше. По словам Андрея Крылова, количество заказов уменьшилось на 30%. В других службах такси TUT.BY сообщили, что заказов стало меньше на 50-60%!
"Меня сегодня вызывают два подростка, у которых "бухло" закончилось и которым надо в магазин: покупают 2 "пузыря" и едут назад"
При этом на фоне стран-соседей белорусские тарифы выглядят даже очень скромно. Сами же водители считают, что такси – не социально ориентированный вид транспорта и не должен таким быть.
"Человек, который не имеет денег, в такси идти не должен. В Москве такси стоит в 10-15 раз больше, чем у нас. Они, конечно, и зарабатывают там больше, но не в 10 раз. Поэтому на такси там ездят обеспеченные люди, кто не может – для тех существует общественный транспорт. А меня сегодня вызывают два подростка, у которых "бухло" закончилось и которым надо в магазин: покупают 2 "пузыря" и едут назад. Это нормально?" - недоумевает Евгений.
В Москве, между тем, и такси работает по-другому: если надо срочно куда-то доехать, обычно выходят на улицу и голосуют. Ждать, как правило, приходится недолго. Цена "договорная". При этом водителю лучше сразу озвучить свое предложение, чем простодушно интересоваться, за сколько он подбросит до Белорусского вокзала. Но это - пока. Что касается служб такси, то тарификация может идти по километрам (от 25 рублей, или около 1 у.е) или по минутам (от 8 до 15 рублей, или от 0,3 у.е. до 0,5 у.е.). При этом минимальный заказ – 300-350 рублей (10-12 у.е.) за первые 20 минут.
Такси в Киеве в среднем обойдется в 3 гривны за километр (0,4 у.е.), хотя, как недавно заявил министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, "наши экономисты рекомендуют сделать эту цену в районе 6 грн./км (0,8 у.е.)".
Цена такси в Варшаве - от 2,40 злотых за 1 км (от 0,8 у.е.) - с 6.00 до 22.00. После 22. 00, а также в выходные и праздники – от 3,60 злотых (от 1,2 у.е.).
С лицензией или без?
Цена такси в Варшаве - от 2,40 злотых за 1 км (от 0,8 у.е.) - с 6.00 до 22.00. После 22. 00, а также в выходные и праздники – от 3,60 злотых (от 1,2 у.е.).
С лицензией или без?
Во многих странах для каждого города предусматривается определенное количество лицензий, что ограничивает количество работающих такси и дает таксистам возможность работать в комфортных условиях, объясняет администратор Taxist.by Евгений.
За эти лицензии идет настоящая борьба. Для водителей это - борьба за право работать и получать за это достойное вознаграждение, для государства – способ обезопасить пассажиров. Например, Дмитрий Медведев ограничение количества лицензий объясняет так - чтобы не ездили на дорогах те, "кто ездить не умеет".
Кстати, 1 сентября в России вступил в силу федеральный закон "О такси", который предусматривает получение нового вида лицензий. Однако это только начало: следующий этап наступит 1 января 2012 года –– за перевозку без разрешения начнут штрафовать. Затем в 2013 году разрешения станут платными, а с 2015 года количество такси в городе будет ограничено.
В конце июля бастовали таксисты Греции, которые протестовали против решения правительства отменить ограничения на количество профессиональных лицензий. Интересно, что лицензии эти перепродавались по цене выше 100 тысяч евро.
Число лицензий на право заниматься таксомоторным бизнесом в Германии - тоже ограничено. Их количество, например, в Берлине (с населением около 3,5 млн человек) достигло уже семи тысяч, что на полтысячи выше уровня 2004 года. По мнению экспертов, это на две тысячи превышает потребности и приводит к острой конкуренции, которая все чаще ведется недозволенными методами - работой "по-черному", то есть без социальных отчислений, или с помощью "двойной бухгалтерии".
В Лондоне лицензии таксистам выдает подразделение муниципальной службы. Ее получение обойдется в 154 фунта. При этом официальными такси могут быть только черные кэбы. Кроме них в Лондоне существуют машины по частному найму, мини-кэбы, которым в отличие от такси не разрешено подбирать пассажиров на улице, пишет "КоммерсантЪ".
В Париже лицензия такси выдается в префектурах полиции бесплатно, однако ждать ее соискателям приходится очень долго, и количество новых лицензий ограничено, поэтому большая часть покупает их на открытом рынке, где цены могут достигать 200 тыс. евро.
В Лондоне лицензии таксистам выдает подразделение муниципальной службы. Ее получение обойдется в 154 фунта. При этом официальными такси могут быть только черные кэбы. Кроме них в Лондоне существуют машины по частному найму, мини-кэбы, которым в отличие от такси не разрешено подбирать пассажиров на улице, пишет "КоммерсантЪ".
В Париже лицензия такси выдается в префектурах полиции бесплатно, однако ждать ее соискателям приходится очень долго, и количество новых лицензий ограничено, поэтому большая часть покупает их на открытом рынке, где цены могут достигать 200 тыс. евро.
В Беларуси таксисты тоже должны иметь лицензию. Пошлина на ее получение составляет 8 базовых величин, или 280 тысяч рублей. А выдают их, по словам Евгения, - бесконтрольно. "Придет завтра еще 100 человек и им тоже дадут лицензию”. Это и без того неправильно, а в кризис, когда многие начнут терять работу и приходить "потаксовать" – тем более, негодуют таксисты.
В Минске, по словам специалиста, такси в два раза больше чем надо и рост количества таксистов происходит с каждым годом. Так, в 2005-2006-м годах их было около 2 тысяч, в 2009-м – около 5-ти. "Сейчас их – почти 6 тысяч, из которых и более 2500 работают нелегально", - говорит он.
Кстати, не все таксисты у нас работают по своей лицензии. Многие работают как наемные работники фирмы-перевозчика (ЧТУП). С перевозчиками, в свою очередь, сотрудничают все службы такси. "Частников" в службах, как правило, - примерно 30-35%: они имеют свою личную лицензию, а за то, что служба предлагает им заказы – платят службе по договору (порядка 200 тысяч в месяц).
При этом ИП, который платит единый налог, может наездить по счетчику на 10 млн рублей в месяц. Поэтому, отмечают таксисты-частники, скрывать им свой доход не имеет смысла. У тех же, кто работает с перевозчиками, лимит гораздо ниже – всего лишь 800 тысяч рублей, и если он его "перебьет", то заплатит еще около 30% налога.
Кстати, на неокупаемость транспорта жаловался недавно и "Минсктранс". Если сравнить стоимость проезда в городском общественном транспорте в Минске и в столицах граничащих с Беларусью стран, то оказывается, что у нас действительно самые дешевые талончики и жетоны. Причину всему этому таксисты очерчивают примерно так: нельзя заставлять людей работать как в социализме, когда вокруг капитализм.