Попали в ДТП за границей: как быть?

Источник материала:  
30.05.2011 12:57 — Новости Авто

Попали в ДТП за границей: как быть?

  • Снежана Инанец, TUT.BY

Попали в ДТП за границей: как быть?
Недавно TUT.BY поинтересовался у пользователей, случалось ли им попадать в ДТП за границей, и ответы не заставили себя ждать. Оказалось, что многие наши соотечественники не представляют, как действовать в случае аварии в чужой стране. Не знают, куда обращаться за помощью и у кого требовать возмещения ущерба. А потому часто оказываются заложниками ситуации, когда виновника и след простыл, а надеяться можно разве что на собственную интуицию да эвакуатор, готовый за ваши же деньги оттащить на родину покореженное авто… Не побрезгуем изрядно потрепанной, но все-таки актуальной истиной "предупрежден значит вооружен" и попробуем разобраться – а как, собственно, быть?
Полис вам в помощь

Имея в бардачке автомобиля только внутренний договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заграницу соваться не стоит. Так как с вас спросят дополнительный документ - местный полис обязательного страхования или международную Зеленую карту (Green card). За отсутствие последней на европейских дорогах, к примеру, вас ждет не только крупный штраф, но и возможные визовые проблемы в будущем. Отправляясь в Россию, общими правилами тоже не стоит пренебрегать, даже несмотря на открытость границы. Лично знаю автовладельцев, которые, понадеявшись на "авось", въезжали к восточным соседям без страховки. И при встрече с сотрудниками ГИБДД обретали массу проблем. В Российской Федерации за это нарушение положен вполне законный штраф.

Но самые большие растраты наступят, если вас-таки угораздит попасть в ДТП и тем более стать его виновником. Поскольку вы свою ответственность страховым полисом не защитили, ущерб пострадавшему придется выплачивать из своего кармана. Такое происшествие в Европе запросто выльется в счет на несколько тысяч евро.
 
Оформить обязательное страхование для выезда за рубеж можно как в офисах белорусских компаний, уполномоченных оказывать данную услугу (их у нас шесть: Белгосстрах, ЗАСО "ТАСК", ЗАСО "ПромТрансИнвест", ЗАСО "Белнефтестрах", СООО "Белкоопстрах", "Белэксимгарант"), так и в приграничных киосках страховых фирм. Кстати, наблюдения показывают: чем ближе вы к границе желанной страны, тем выше стоимость страховки.

Чаще всего наши автомобилисты оформляют для заграничных поездок страховой полис по международной системе "Зеленая карта". Нужно отметить, что Green card сегодня охватывает 45 стран – практически всю Европу, Россию, некоторые государства Ближнего Востока и Африки.

Зеленая карта обеспечивает возмещение вреда потерпевшему в ДТП. Освобождая виновников и потерпевших от скитаний по судам. В идеале…
 
Авария под Смоленском

Минчанин Павел Савыгин и подумать не мог, что обычная поездка в Смоленск закончится дорожно-транспортным происшествием, возвращением на родину не на новенькой Mitsibishi Lancer, а на российском эвакуаторе, привезшем в Беларусь разбитый вдрызг автомобиль и ворох проблем с получением страховки.

14 апреля ночью ехали из Смоленска. Нас было трое. Двигались со скоростью 60 км в час – дороги очень плохие. И тут в ближнем свете мелькнула машина с выключенными фарами. Столкновение "лоб в лоб". Выскочили из машины. Сразу за нами по счастливой случайности ехала единственная машина ДПС в районе. Инспекторы потом сказали, что нам очень повезло – за последние пять лет на несчастливом участке это первое ДТП без смертельного исхода, - рассказывает Павел.

На этом, к сожалению, везение Павла закончилось. Оказалось, что за рулем авто виновника ехала пьяная несовершеннолетняя девушка. Ей дал порулить такой же несовершеннолетний друг, взявший "покататься" родительский автомобиль. К месту неприятных событий пришлось вызывать аж две бригады скорой – на первой увезли виновницу, на второй – Павла и его друзей, которым при столкновении немало перепало.
 
- В Смоленск мы ездили со знакомыми, которые были во втором автомобиле. Они вырвались вперед. Позвонили – ребята вернулись сторожить машину. Оставлять нельзя было – как нам сказали, растащат тут же по запчастям. В смоленской областной больнице нас осмотрели, выдали заключение: было множество ушибов, а у одного друзей – подозрение на перелом ребер и на черепно-мозговую травму. Нам выдали заключение и дали обезболивающее, - рассказывает мужчина.
 
По просьбе белорусов сотрудники ГИБДД составили справку о ДТП. Как оказалось позже, не вписав туда, какие пункты ПДД нарушила виновница. Зато люди в форме вызвали эвакуатор и отправили незадачливых иностранцев домой. Услуги эвакуатора обошлись ни много ни мало – в 500 долларов.
 
На следующий же день Павел отправился в свою страховую компанию. Но здесь ему помочь не смогли – перед поездкой он впервые не оформил расширение каско на Россию То есть все надежды оставались только на российское ОСАГО и страховую компанию виновника. Страховщик – Росгосстрах - услышав, что за рулем автомобиля была пьяная девушка, поначалу заявил, что случай не страховой. Позже, правда, выяснилось, что по правилам ОСАГО случай все-таки страховым является.
 
Позже Павлу посоветовали обратиться в Российский союз автостраховщиков. Там отчего-то ответили, что могут помочь только с возмещением ущерба здоровью, а чтобы получить страховку за искалеченное транспортное средство, надо подавать в суд. Недешевая консультация с адвокатом показала, что сначала всем пострадавшим нужно пройти судмедэкспертизу…
 
Рыночная стоимость такого же автомобиля, как был у Павла – 15 тысяч долларов. Независимая экспертиза, проведенная в Беларуси, оценила ущерб на сумму порядка 10-11 тысяч долларов. До возмещения ущерба дело пока не дошло, и неизвестно, дойдет ли.
 
Уже больше месяца Павел обрывает телефоны страховых организаций и обивает пороги Госавтоинспекций и больниц: здесь и в Смоленске. На это уходят время, деньги, нервы, которые в сумме страховой выплаты (если она будет) тоже явно не учтут.
 
Павел признается, что в первые дни после аварии в шоке только и думал о том, как получить выплату за убитую машину. А потом вдруг осознал: он и его друзья остались живы! Вот что по-настоящему ценно.
 
Но материальных ценностей, как понимаете, тоже никто не отменял…
Не все Green card, что зелено
 
При покупке Зеленой карты и других полисов страхования гражданской ответственности стоит быть внимательными. Дело вот в чем: то там, то здесь проявляют себя подделки. В начале нынешнего года Российский союз автостраховщиков выявил крупную партию фальшивых полисов ОСАГО. Страховые бланки были сделаны чрезвычайно искусно, но в то же время содержали… грамматические ошибки. В 2010 году на Украине распространялись предупреждения о поддельных Зеленых картах.
 
Как вы сами понимаете, "барані божа" от ДТП, где у кого-то из участников – поддельный полис. Поскольку на самом деле его ответственность не застрахована. Со всеми вытекающими отсюда проблемами. Правда, в этом году ситуация изменилась в лучшую сторону. Дело в том, что Моторное (страховое) бюро Украины после мороки с подделками даже инициировало изменение всеобщего подхода к ответственности страны за использование фальшивых Зеленых карт. Начиная с нынешнего января, за владельца фальшивого полиса оплачивает ущерб Бюро страны, в которой случилась авария.
 
Поэтому бывалые автовладельцы советуют покупать страховые полисы в проверенных офисах компаний, а не у случайно подвернувшегося навязчивого "страховщика" и относиться к обретаемому бланку столь же внимательно, как к новенькой стодолларовой купюре.
 
Кто виноват, и что делать
 
Однако оформить Зеленую карту - это лишь половина дела. Надо еще суметь в стрессовой ситуации верно воспользоваться правами, которые страховка дает участникам ДТП. На сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию подробно расписаны рекомендации как для потерпевших, так и для виновников. Подобные памятки выдают и страховые агенты. Но читают их, похоже, немногие.
 
Попав в ДТП, стоит понимать, что при наличии полиса обязательного страхования гражданской ответственности оплачивать ущерб потерпевшему будет страховая компания виновника. В случае с Зеленой картой в сложных ситуациях выплачивающей возмещение стороной может быть и Моторное бюро страны, в которой произошла авария. К примеру, если житель Беларуси столкнулся на территории другой страны с жителем третьей страны (такие разномастные аварии обычны для Евросоюза), то обращаться за помощью надо не в страховую компанию виновника, а в бюро страны, где произошло ДТП. Специалисты этого бюро помогут вам, выплатят деньги, а потом самостоятельно урегулируют вопрос со страховой компанией виновника.
 
Потерпевшему нужно очень внимательно отнестись к документам, которые ему покажет виновник. Допустим, вы – потерпевший. Значит, виновник должен отдать вам копию своей Зеленой карты. Если по какой-то причине у вас нет возможности забрать копию – перепишите данные Зеленой карты или другого страхового свидетельства.

- Обязательно записывайте полный номер полиса, - акцентирует внимание белорусов заместитель гендиректора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей Рабецкий. - В Зеленой карте он выглядит так: сначала принадлежность страны (в Беларуси – BY. – TUT.BY), затем код страховой организации, потом номер зеленой карты.
 
Кроме того, специалисты советуют переписать регистрационные номера, а также марку и модель автомобиля, с которым произошло столкновение.

От себя попросим и здесь быть внимательными: бывавшие в подобных передрягах рассказывают, как второпях переписывали номерной знак прицепа виновника вместо номера его авто; точно так же путают и данные страховок.
 
Ни в коем случае не возвращаться не родину!

Специалисты советуют сфотографировать место ДТП, а также повреждения (или их отсутствие) всех транспортных средств. Эти поможет вам при возникновении спорных ситуаций. Обязательно вызвать полицию. Правда, в некоторых европейских странах полицейские откажутся ехать, если нет угрозы жизни и здоровью. Но, в любом случае, попробовать вызвать автоинспекцию стоит. Именно ее сотрудники должны составить справку о ДТП. Потом нужно связаться со страховой компанией виновника.
 
- Кто бы и как старательно ни объяснял вам, что для оформления страхового случая нужно перво-наперво вернуться в свою страну, не верьте. Надо понимать, что в стране, где произошло ДТП, у вас в наличии и страховая компания, и виновник, - объясняет Сергей Рабецкий, - А то ведь что получается? Сразу после аварии люди едут домой, а потом пытаются добиться правды. Объясню так: во многих странах страховые компании требуют предоставить им разбитое авто, чтобы самостоятельно произвести оценку. Их специалист определяет размер ущерба по законам той же страны, где произошло ДТП. А тут вы заявляете, что хотите сделать оценку у себя в стране. Вам могут и не разрешить. И потребовать пригнать разбитое авто обратно. Правда, бывают исключения. Иногда пострадавшему разрешают произвести оценку в своей стране. Но в Беларуси, например, требования жесткие. Если иностранец попадает в аварию на территории нашей республики, то и оценка ущерба должна производиться у нас. По-другому никак.
 
Однако только на бумаге все и всегда идет гладко. Казалось бы – следуй инструкции и никаких проблем. Чаще всего заставляют впопыхах возвращаться на родину стресс, ограниченность в финансах, визовые вопросы.… Вот и стараются люди любыми способами побыстрее вернуться. И уже потом, издалека, пытаются решить проблему.
 
Где у ответственности предел?

Лимиты ответственности по Зеленой карте установлены для стран отдельно.
 
Страна
Лимит на каждого пострадавшего
Лимит на каждое ТС
Лимит на всех пострадавших
Лимит на все ТС
Беларусь (BY)
€ 10 000
€ 10 000
€ 30 000
€ 30 000
Россия (RUS)
€ 4 000
€ 3 000
Без лимита
€ 4 000
Украина (UA)
€ 4 600
€ 2 300
Без лимита
€ 4 000
Польша (PL)
 
 
€ 1 500 000
€ 300 000
Литва (LT)
 
 
€ 500 000
€ 100 000
Латвия (LV)
 
 
€ 350 000
€ 100 000
Германия (D)
 
 
€ 7 500 000
€ 1 000 000
 
В Беларуси возможные выплаты на каждого пострадавшего и каждое транспортное средство выше, чем у россиян и украинцев. Зато в Прибалтике, к примеру, устанавливается лимит на всех пострадавших и на все транспортные средства. И суммы выплат намного превышают те, что гарантированы отечественными компаниями.
 
- У нас лимит ответственности составляет 10 тысяч евро. Если транспортное средство погибло, и его стоимость составляла 20 тысяч евро, то страховая заплатит только 10 тысяч. Остальную сумму будут взыскивать непосредственно с виновника – через суд или в добровольном порядке, как договорятся, - поясняет условия выплат по обязательной страховке Сергей Рабецкий. - В Европе лимиты ответственности огромные.
Сумма лимита по российскому полису обязательного страхования ОСАГО: 240 тысяч рублей для нескольких потерпевших и не более 160 тысяч – на одного.
 
А если есть каско?
 
Специалисты БелБюро подчеркивают, что не следует путать два разных вида страхования: добровольное страхование наземных транспортных средств (каско) и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
 
Так, по договорам каско застрахованным является само транспортное средство. Во втором случае застрахованной является именно гражданская ответственность владельца транспортного средства, а страховому возмещению подлежит вред, причиненный в результате ДТП этим транспортным средством потерпевшему.
 
- Если белорус, выезжая из страны, имеет еще и договор каско, то ему можно в случае аварии обратиться в свою страховую компанию, заключившую такой договор. Выплату произведет именно она. И потом уже самостоятельно уладит вопрос со страховой виновника, - объясняет начальник управления методологии, организации и актуарных расчетов БелБюро Раиса Александрович, - Если потерпевший с заявлением о выплате страхового возмещения обращается по обязательному страхованию, и страхового возмещения недостаточно, то впоследствии он может обратиться и по каско. Страховая компания выплатит недостающую сумму. Но двойную выплату – и по обязательному, и по добровольному страхованию, получить не удастся. А если удастся, то это сразу выявляется и квалифицируется как неосновательное обогащение.
 
Немного статистики
Согласно подсчетам БелБюро, чаще всего наши граждане попадают в аварии на территории Польши, России и Германии. Так, в 2009 году (к сожалению, данных за 2010 год БелБюро пока предоставить не может) 30,1% (388) страховых случаев у резидентов с Зеленой картой, пришлось на Польшу, 25% (322) - на Россию, 16,7% (215) - на Германию. Разумеется, ДТП на территории Беларуси с участием иностранцев, тоже происходят часто – транзитная страна, как-никак.

Безопасных вам дорог!
 
←Международный слет байкеров прошел в Бресте

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика