Мешок золота за автомобиль
Фото Delfi.lt
«Никаких торгов, цену не снижу, все равно приедет белорус, который даст столько, сколько попрошу. Они покупают все, что ездит», — такой ответ услышал вильнюсец Повилас, который недавно хотел купить 4-летний внедорожник и попросил снизить цену из-за замеченного дефекта. С подобной проблемой сейчас сталкиваются практически все, кто хотел купить машину не старше 10 лет, пишет литовский портал DELFI.
Торговцы подержанными авто неохотно пускаются в переговоры с клиентами из Литвы, но с распростертыми объятиями ждут покупателей из Беларуси. Желающие купить машину литовцы ждут наступления 1 июля, когда пошлины на автомобили для физлиц внутри Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана вырастут до запредельных и вывозить машины будет некому. Литовские продавцы подержанных авто не скрывают, что из-за иностранцев, сметающих все, что ездит, они забыли слово «кризис» — цены выросли на 10-20 процентов и вернулись на докризисный уровень.
«Белорусы действительно подняли цены на подержанные авто. Кто не продал машину в прошлом году, в этом мог продать ее по более высокой цене. Однако этому могут радоваться лишь торговцы, продающие машины по 5000-6000 евро. К нам приезжают немногие, так как предлагаемые здесь подержанные машины для белорусов стоят слишком дорого», — сказал представитель компании Žibintas, которая торгует машинами марки Peugeot, Томас Барисас.
Несмотря на то, что одни торговцы рады белорусским покупателям, другие уже замечают и новые тенденции. Представитель Automodus Ирвидас Чесайтис сказал DELFI, что белорусы вызвали на рынке ажиотаж и вернули цены на докризисный уровень, в ближайшее время ситуация должна измениться.
«С начала апреля наступило затишье. Сегодня ситуация такова, что в Беларуси не осталось денег. Свои рубли у них есть, однако денег нет в их банках, они уже не могут купить ни евро, ни доллары США, ни даже российские рубли. Они выкупили золотые и платиновые слитки, были предложения заплатить за машины золотом и платиной. У них не осталось денег, к нам они не едут, это заметно», — сказал Чесайтис.
Он подчеркнул, что до апреля белорусы сметали все, покупатели из Беларуси составляли 99% всех клиентов.
«Те, кто раньше планировал купить авто, отложил на это деньги, те делают заказы. Однако те, кто решил купить машину сейчас, столкнулись с проблемой. Об изменении ситуации свидетельствует то, что нет очередей на границе. Белорусские клиенты рассказывали, что раньше на границе приходилось стоять по 20 часов, сейчас это занимает всего 3 часа», — рассказал Чесайтис.
Он заметил, что литовцы сейчас подержанными машинами не интересуются. «Быть может, их напугал наплыв белорусов, и они надеются, что до июля все будет так дорого», — сказал собеседник.
Однако продавцы советуют литовцам не ждать чудес. «Люди надеются, что дождутся 1 июля, тогда машины станут дешевле. Однако этого не будет», — сказал представитель BRC Autocentras Юлюс Янкаускис.
«В Литве кризис еще не закончился. Когда с рынка уйдут белорусы, рынок может подстраиваться под литовцев, к скидкам, о которых они просят. Думаю, что рынок вернется к тому, что было в прошлом году, будет спокойная, вялая торговля, литовцы будут составлять 30% от всех покупателей, остальные будут россияне, немцы, шведы и, быть может, один-другой белорус», — прогнозировал Чесайтис.