Дилеры заморозили продажи автомобилей
30.03.2011 11:40
—
Новости Авто
Дилеры заморозили продажи автомобилей
Белорусские автодилеры приостановили продажи новых автомобилей. На такой шаг они были вынуждены пойти из-за неопределенности на валютном рынке. Возобновление продаж ожидается в первых числах апреля, когда для дилеров, возможно, прояснится ситуация с приобретением валюты.
По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, в последние две недели мало кому из дилеров удалось приобрести какую-либо валюту для оплаты поставляемых автомобилей. Боком для автодилеров вылезли валютные ограничения, введенные Нацбанком.
"В такой ситуации автодилеры были вынуждены принять решения о приостановке продаж автомобилей", - поясняет Михневич.
Какой-то просвет для автодилеров может наступить уже на следующей неделе. С 1 апреля вновь вводится упрощенный режим покупки валюты для банков на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи.
Постановлением от 22 марта главный банк страны отменил ранее введенное 30-дневное резервирование средств в белорусских рублях на покупку иностранной валюты. То есть с 1 апреля резервирование банками средств на покупку валюты будет осуществляться в прежнем режиме - за один рабочий день до проведения торгов.
Автодилеры рассчитывают, что это даст возможность приобретать валюту в объеме, необходимом для ведения бизнеса.
"1 апреля дилеры начнут размещать заявки на покупку валюты и смотреть, каким образом и по какому курсу ее будут продавать банки. Если все нормализуется, то, соответственно, дилеры нормализуют свои продажи. Если вновь возникнут сложности с покупкой валюты, то продажи не будут возобновлены до тех пор, пока проблема с приобретением валюты не будет решена", - констатирует председатель БАА.
Характеризуя ситуацию с продажами автомобилей на фоне проблем на валютном рынке, Сергей Михневич отмечает, что политика Нацбанка по стабилизации не приводит к ожидаемому эффекту. Ситуация, наоборот, ухудшается.
"Ограничения по валюте для импортеров, а также паника на внутреннем рынке привела к тому, что импортеры не в состоянии обеспечить спрос не только на автомобили, но и всей востребованной на рынке импортируемой продукции. В результате граждане вывозят валюту, чтобы купить нужные им товары импортного производства в соседних странах. Важная деталь. Импортеры на ввоз этой продукции потратили бы в 1,5 раза меньше валюты, так как покупают продукцию по оптовым заводским ценам. Соответственно, граждане вывозят валюты в 1,5 раза больше, потому что покупают товары по розничным ценам".
К дефициту валюты на внутреннем рынке, по мнению Михневича, привела в том числе недальновидная политика по пошлинам на импортные автомобили.
"В прошлом году из-за разницы в пошлинах для физических и юридических лиц граждане ввезли около 200 тысяч автомобилей. При средней цене автомобиля не менее 7,5 тысячи долларов общий объем вывезенной за рубеж валюты составил не менее 1,5 млрд долларов. В сложившейся ситуации в связи с ожидаемым повышением пошлин для физлиц с 1 июля текущего года за пределы страны будет вывезено не менее половины этой суммы, а то и больше".
Этот прогноз вполне оправдан. По данным Белстата, только за январь в страну было ввезено более 15 тысяч автомобилей, что в 2,18 раза больше, чем в январе 2010 года. При такой динамике ввоза отток валюты за рубеж может преодолеть прошлогоднюю планку в 1,5 млрд долларов.
Между тем огромный спрос по стороны населения на автомобили из-за ожидаемого повышения пошлин привел не только к оттоку валюты за рубеж, но и росту цен на внутреннем рынке.
"На авторынке в Ждановичах БМВ 5-й серии 2001 года стоит около 13 тысяч долларов. Полгода назад этот автомобиль стоил около 7 тысяч долларов. В среднем цены на автомобили выросли на 1-2 тысячи долларов", - описывает ситуацию эксперт автомобильного рынка Дмитрий Новицкий.
Цены выросли также из-за внешнего спроса. По словам эксперта, активность по приобретению автомобилей на территории Беларуси проявляют, в частности, граждане России.
В автосалонах цены на автомобили также пошли вверх примерно на 5% из-за неопределенности на валютном рынке, в том числе с курсом рубля в краткосрочной перспективе.
Как подчеркивает Сергей Михневич, автодилеры будут формировать свою курсовую политику исходя из курса покупки валюты на внебиржевом рынке. Он не исключает, что цены в зависимости от стоимости валюты могут вырасти и на 20%.
Ситуация на валютном рынке негативно сказалась и на развитии автосервиса, который в прошлом году из-за падения продаж помог многим автодилерам удержаться на плаву.
Как поясняет Михневич, из-за валютных ограничений автодилеры не могут купить валюту на приобретение фильтров, топливных насосов, приборов управления, амортизаторов и ряда других важных позиций, которые нужны даже при прохождении обычного технического обслуживания.
"Если ситуация не изменится, то в ближайшие месяцы дилеры будут вынуждены отказывать клиентам в обслуживании в связи с отсутствием возможности купить валюту для приобретения запчастей. Это приведет к еще большему оттоку валюты за рубеж, куда граждане будут вынуждены ехать для приобретения запчастей или для обслуживания на заграничных СТО. Кроме того, такая ситуация спровоцирует рост нелегального автосервиса внутри страны",- считает председатель БАА.
Поразительно, но на фоне полной нестабильности дилеры прогнозируют небольшой рост рынка новых автомобилей по итогам первого квартала.
По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, в последние две недели мало кому из дилеров удалось приобрести какую-либо валюту для оплаты поставляемых автомобилей. Боком для автодилеров вылезли валютные ограничения, введенные Нацбанком.
"В такой ситуации автодилеры были вынуждены принять решения о приостановке продаж автомобилей", - поясняет Михневич.
Какой-то просвет для автодилеров может наступить уже на следующей неделе. С 1 апреля вновь вводится упрощенный режим покупки валюты для банков на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи.
Постановлением от 22 марта главный банк страны отменил ранее введенное 30-дневное резервирование средств в белорусских рублях на покупку иностранной валюты. То есть с 1 апреля резервирование банками средств на покупку валюты будет осуществляться в прежнем режиме - за один рабочий день до проведения торгов.
Автодилеры рассчитывают, что это даст возможность приобретать валюту в объеме, необходимом для ведения бизнеса.
"1 апреля дилеры начнут размещать заявки на покупку валюты и смотреть, каким образом и по какому курсу ее будут продавать банки. Если все нормализуется, то, соответственно, дилеры нормализуют свои продажи. Если вновь возникнут сложности с покупкой валюты, то продажи не будут возобновлены до тех пор, пока проблема с приобретением валюты не будет решена", - констатирует председатель БАА.
Характеризуя ситуацию с продажами автомобилей на фоне проблем на валютном рынке, Сергей Михневич отмечает, что политика Нацбанка по стабилизации не приводит к ожидаемому эффекту. Ситуация, наоборот, ухудшается.
"Ограничения по валюте для импортеров, а также паника на внутреннем рынке привела к тому, что импортеры не в состоянии обеспечить спрос не только на автомобили, но и всей востребованной на рынке импортируемой продукции. В результате граждане вывозят валюту, чтобы купить нужные им товары импортного производства в соседних странах. Важная деталь. Импортеры на ввоз этой продукции потратили бы в 1,5 раза меньше валюты, так как покупают продукцию по оптовым заводским ценам. Соответственно, граждане вывозят валюты в 1,5 раза больше, потому что покупают товары по розничным ценам".
К дефициту валюты на внутреннем рынке, по мнению Михневича, привела в том числе недальновидная политика по пошлинам на импортные автомобили.
"В прошлом году из-за разницы в пошлинах для физических и юридических лиц граждане ввезли около 200 тысяч автомобилей. При средней цене автомобиля не менее 7,5 тысячи долларов общий объем вывезенной за рубеж валюты составил не менее 1,5 млрд долларов. В сложившейся ситуации в связи с ожидаемым повышением пошлин для физлиц с 1 июля текущего года за пределы страны будет вывезено не менее половины этой суммы, а то и больше".
Этот прогноз вполне оправдан. По данным Белстата, только за январь в страну было ввезено более 15 тысяч автомобилей, что в 2,18 раза больше, чем в январе 2010 года. При такой динамике ввоза отток валюты за рубеж может преодолеть прошлогоднюю планку в 1,5 млрд долларов.
Между тем огромный спрос по стороны населения на автомобили из-за ожидаемого повышения пошлин привел не только к оттоку валюты за рубеж, но и росту цен на внутреннем рынке.
"На авторынке в Ждановичах БМВ 5-й серии 2001 года стоит около 13 тысяч долларов. Полгода назад этот автомобиль стоил около 7 тысяч долларов. В среднем цены на автомобили выросли на 1-2 тысячи долларов", - описывает ситуацию эксперт автомобильного рынка Дмитрий Новицкий.
Цены выросли также из-за внешнего спроса. По словам эксперта, активность по приобретению автомобилей на территории Беларуси проявляют, в частности, граждане России.
В автосалонах цены на автомобили также пошли вверх примерно на 5% из-за неопределенности на валютном рынке, в том числе с курсом рубля в краткосрочной перспективе.
Как подчеркивает Сергей Михневич, автодилеры будут формировать свою курсовую политику исходя из курса покупки валюты на внебиржевом рынке. Он не исключает, что цены в зависимости от стоимости валюты могут вырасти и на 20%.
Ситуация на валютном рынке негативно сказалась и на развитии автосервиса, который в прошлом году из-за падения продаж помог многим автодилерам удержаться на плаву.
Как поясняет Михневич, из-за валютных ограничений автодилеры не могут купить валюту на приобретение фильтров, топливных насосов, приборов управления, амортизаторов и ряда других важных позиций, которые нужны даже при прохождении обычного технического обслуживания.
"Если ситуация не изменится, то в ближайшие месяцы дилеры будут вынуждены отказывать клиентам в обслуживании в связи с отсутствием возможности купить валюту для приобретения запчастей. Это приведет к еще большему оттоку валюты за рубеж, куда граждане будут вынуждены ехать для приобретения запчастей или для обслуживания на заграничных СТО. Кроме того, такая ситуация спровоцирует рост нелегального автосервиса внутри страны",- считает председатель БАА.
Поразительно, но на фоне полной нестабильности дилеры прогнозируют небольшой рост рынка новых автомобилей по итогам первого квартала.