Автомобильный рынок: подержанные иномарки
Помимо утоления банального любопытства (разве не интересно, какой автомобиль у нас наиболее популярен или кто победил в извечном противостоянии немецкого и японского автопрома на отдельно взятой белорусской территории?), мы хотели сделать этот материал интересным с практической точки зрения.
К примеру, отважившись на покупку того или иного автомобиля, оцените масштаб присутствия этой марки на белорусском рынке. Популярность какой-либо марки или модели свидетельствует не только о том, что не будет проблем с выбором. Помимо этого будет меньше трудностей с покупкой запчастей, поиском мастеров по ремонту и обслуживанию и в конечном итоге – с последующей продажей надоевшего транспортного средства. На популярность марки влияют как цена, надежность, так и советы того самого дяди Вани из соседнего гаража. Правда, справедливости ради отметим, что спрос на определенные марки в Беларуси формируется не благодаря, а вопреки обычной рыночной логике, но это частные случаи.
Как мы считали
Поскольку бравые сотрудники госаппарата (Госавтоинспекции, Министерства статистики и анализа) отказали нам в содействии, пришлось прибегнуть к помощи коллег. Мы воспользовались базой крупнейшей газеты объявлений «Автобизнес», поскольку на сегодняшний день это издание лидирует по количеству предложений покупки/продажи автомобилей.
Мы исключили из анализируемых данных микроавтобусы и прочий коммерческий транспорт: это отдельный рынок, часть подобной техники импортируется по иным, «нелегковым» пошлинам, а потому – это тема для отдельного исследования. Также мы не берем в расчет данные о российских автомобилях: львиная доля этих объявлений касается автомобилей, выпущенных еще в годы СССР, – опять-таки, это тема для отдельной статьи.
По возможности мы стремились отследить и удалить из обзора дублирующиеся предложения — к примеру, когда одно и то же объявление подавалось несколько раз, но на разные телефоны. И, естественно, мы постарались исключить объявления, данные по ошибке, незнанию или злому умыслу (Peugeot 406 не может быть 2010 года выпуска, а BMW 750i 2007 г.в. в идеальном состоянии никак не может стоить $3000).
В сухом остатке мы получили 48.941 предложение о продаже автомобиля, которые мы и «препарировали», раскладывая на группы, секторы и диаграммы.
Рейтинг марок
Первая тройка лидеров отдана немецким маркам, результат вполне ожидаемый. А вот то, что в первой десятке присутствуют все французские производители и лишь один «японец», нас удивило.
Марка | Количество объявлений о продаже, шт. | Самая популярная модель |
1. Volkswagen | 4857 | Passat |
2. Opel | 3822 | Vectra |
3. Audi | 3717 | A6 |
4. Renault | 3653 | Laguna |
5. BMW | 3399 | BMW 5-Reihe |
6. Peugeot | 3145 | 406 |
7. Ford | 3053 | Mondeo |
8. Mercedes-Benz | 2777 | E-Klasse W210 |
9. Citroёn | 2328 | Xantia |
10. Mazda | 2062 | 626 |
11. Toyota | 1835 | Corolla |
12. Nissan | 1599 | Primera |
13. Mitsubishi | 1404 | Galant |
14. Fiat | 1347 | Punto |
15. Hyundai | 1069 | Accent |
16. Honda | 1036 | Civic |
17. Volvo | 871 | S60 |
18. Chrysler | 815 | Voyager |
19. Kia | 665 | Sorento |
20. Dodge | 623 | Caravan |
21. Rover | 524 | 600-Series (620) |
22. Seat | 466 | Toledo |
23. Alfa Romeo | 450 | 156 |
24. Subaru | 423 | Outback |
25. Lexus | 335 | RX300 |
26. Skoda | 331 | Octavia |
27. Daewoo | 303 | Nubira |
28. Suzuki | 298 | Baleno |
29. Saab | 245 | 9-5 |
30. Lancia | 230 | Kappa |
31. Land Rover | 165 | Freelander |
32. Jeep | 154 | Grand Cherokee |
33. Chevrolet | 108 | Lacetti |
34. Pontiac | 107 | Vibe |
35. Infiniti | 105 | FX |
36. SsangYong | 76 | Rexton |
37. Porsche | 73 | Cayenne |
38. Acura | 54 | TSX |
39. Daihatsu | 49 | Sirion |
40. Lincoln | 41 | Town Car |
41. Jaguar | 38 | X-Type |
42. Cadillac | 36 | CTS |
43. Isuzu | 33 | Trooper |
44. Great Wall | 27 | Hover |
45. Plymouth | 27 | Voyager |
46. Dacia | 21 | Logan |
47. Proton | 19 | 400-Series (415) |
48. Hummer | 18 | H3 |
49. Smart | 15 | City-Coupé |
50. Mercury | 11 | Cougar |
51. Mini | 10 | Couper |
* На момент написания статьи
** В таблицу не вошли марки с числом машин в продаже менее 10.
Рейтинг моделей
Сначала мы пошли по простому пути и составили список 20 самых продаваемых автомобилей. Выглядел он как список отдельных моделей, но применительно к подержанным машинам такой отбор не совсем правильный, поскольку трудно отделить одно поколение модели от другого, если название не менялось. Либо наоборот: название изменилось, а машина фактически та же. Например, Audi – ведь если рассуждать логически, то первая Audi A6 не что иное, как рестайлинг Audi 100 C4, разделять их неразумно.
Поэтому диаграмму мы составили такую, которая учитывает модельный ряд в развитии – со всеми предшественниками и преемниками в данном классе, независимо от названия. А заодно сделали разбивку по годам выпуска, чтобы увидеть, машины какого возраста наиболее интересны белорусскому потребителю.
Безоговорочным лидером в рейтинге моделей является Volkswagen Passat. Воистину народная марка, народный автомобиль, и не имеет значения, что подавляющее большинство этих автомобилей перешагнули 10-летний рубеж (впрочем, как и практически все участники топ-20). Впрочем, среди «Пассатов» немало и новых машин 2008–2010 годов выпуска: сказывается всплеск продаж у дилера в конце 2008 года.
Что характерно, в рейтинге двадцати самых популярных моделей нет ни одной машины размерных классов A (особо малый класс) и B (малый класс). Белорусы по-прежнему предпочитают автомобили покрупнее.
А при подробной разбивке моделей на классы картина получается следующая.
Паспортные данные
Возраст подержанных иномарок заслуживает отдельной диаграммы, которая только подтвердит общеизвестный факт: большая часть белорусского автопарка – автомобили старше 10 лет.
Сильнее возраста белорусов интересует разве что «национальность» автомобиля. Сколько копий ломается на форумах, в гаражах и на авторынках между поклонниками «немцев», «японцев», «американцев» и прочих «националистов»!
Пусть деление по геопризнаку число условное (Volvo стоит относить уже к китайцам, а Land Rover и MG – к индийцам), но основные особенности мы учли – отделили американские модели Ford от европейских, а корейские Chevrolet (Daewoo) от американских.
Итого
На наш взгляд, белорусский авторынок остается достаточно консервативным. Наиболее популярные марки – немецкие Volkswagen, Audi, Opel, BMW – остаются в первых строчках. Так повелось двадцать лет назад, и в целом народные предпочтения не поменялись, хотя предложение постепенно смещается в сторону других марок – французские машины практически так же популярны, как японские, и несколько французских моделей даже входят в топ-20 самых продаваемых машин вторичного рынка. В целом предложение подержанных автомобилей в Беларуси очень разнообразно – полсотни марок, множество моделей самых разных классов.