«МОТОРШОУ» ОПЯТЬ ОТМЕНИЛИ
Дмитрий Ярота
Однако осень показала, что кризис рынка новых автомобилей очень глубок. И хотя продажи постепенно начинают восстанавливаться и в дилерской среде даже пошли слухи о возможном проведении «Моторшоу» в ноябре (последние месяцы года – традиционный пик спроса), ничего конкретного так и не слышно. Быть ли все-таки «Моторшоу»? И если быть, то где и когда? С этими вопросами мы обратились к главному организатору выставки, директору компании «РеМарк» Дмитрию Яроте.
– Дмитрий Иванович, состоится все-таки «Моторшоу» в этом году или нет?
– Все прошлые годы мы начинали организовывать майскую выставку уже в сентябре, т.е. за полгода. Сегодня уже ноябрь, а мы ничего не делаем. Это говорит о том, что волны энтузиазма не наблюдается. Значит, в этом году мы просто физически не успеем ничего организовать. В то же время, если мы даже в феврале примем решение с дилерами, что выставку нужно проводить, мы ее проведем. К маю. Май – это идеальная точка для сформированного сознания. Люди привыкли к этому времени.
– А какова вероятность того, что выставка все-таки будет хотя бы в мае следующего года?
– Как вы знаете, после отмены «Моторшоу» весной у нас был запасной вариант – провести выставку этой осенью. Не удалось. Потому что ситуация в стране не поменялась. Почему было решено перенести «Моторшоу» с мая на осень? Чтобы пройти этот июльский барьер с обещанным повышением пошлин. Надеялись, что ставки уравняются, все станет понятно и можно будет дальше работать. Поэтому нельзя однозначно сказать, что в мае 2011 года обязательно будет выставка – мы снова имеем непонятную ситуацию с таможенными ставками, когда опять над нами висит это 1 июля, только теперь уже 2011 года.
Когда участники рынка выставляются на «Моторшоу», их работа не ограничивается ближайшим месяцем. Автосалон – это забрасывание сетей на все лето и осень. Нецелесообразно было проводить выставку в мае, если условия работы после 1 июля были непредсказуемы. Многие покупают новые автомобили в Литве. Помогать людям выбрать машину здесь, чтобы купили они ее там? Белорусские дилеры не хотят делать выставку для литовских продавцов.
Возможно, что в 2011 году ситуация повторится. Дилеры и импортеры примут решение подождать 1 июля, и тогда уже к осени «Моторшоу» наконец-то проведем! Вероятность проведения, востребованность выставки уже гораздо выше, чем весной, – я бы сказал, 70% на 30%, что она все-таки состоится.
– Это достаточно высокий процент! Что позволяет вам делать такие выводы?
– Выставка – самое крупное маркетинговое мероприятие. Оно привлекает большое количество людей. Его ждут. Многие дилеры очень хотели провести «Моторшоу» и в этом году, переживали, что выставки не будет. Ведь большинство импортеров выстраивают маркетинг вокруг нее. Во-вторых, в каком формате выставку ни проведи, ее главный слоган уже сейчас я могу озвучить: «Все новинки!» Это реально. Ведь автопром не стоит на месте, и за год в гамме каждого автопроизводителя появилась не одна новая модель. Каждому будет, что показать. Посетители увидят то, что «накопилось» из новинок.
Я думаю, что наши дилеры уплотнятся плечами, и – проведем. Потребность есть, рынку нужны позитивные новости. Автомобильный салон – катализатор спроса. Весь авторынок страны под одной крышей. Для посетителей это суперудобно. Учитывая, что будет много «свежих» моделей, я думаю, дилеры будут положительно настроены на участие в выставке.
– Место проведения не изменится?
– У нас есть две площадки-кандидата: футбольный манеж и ледовый дворец в «Минск-Арене». «Арена», конечно, интереснее по некоторым техническим параметрам и чуть-чуть лучше в плане парковки. Но есть много сложностей. Например, нам бы не хотелось быть инициаторами растапливания льда. Растапливать лед ради выставки нецелесообразно. Газон в манеже проще закрыть, чем лед. Кроме того, в ледовом дворце придется убирать трибуны, заграждения. Все это можно решить, но это уже в интересах самого руководства «Арены». Пока у нас ничего более крупного не построили. Может быть, в связи с тем, что вскоре закрывают экспоцентр на Янки Купалы (бывшую ВДНХ), в этом направлении что-нибудь изменится.
– Успеете ли организовать «Моторшоу» в мае? Сколько нужно времени для организации масштабной выставки?
– Когда-то первые выставки организовывались за месяц. Самая большая сложность – автомобили. Может получиться так, что дилерам просто нечего будет показывать. Они же заранее заказывают машины для размещения на стендах. Включают свое местное мероприятие в планы заводов. Самый минимальный срок заказа – приблизительно 3 месяца. Стенды – тоже проблема. Если он заводской, то его опять-таки нужно заказывать заранее, вписываться в общий график. У нас, конечно, 80% стендов делают в Беларуси. Так что это не должно быть большой проблемой. Шоу-программа – это тоже недолго устроить. С нашей стороны рекламная кампания по «Моторшоу» начинается за месяц, чтобы успеть сформировать отношение к мероприятию. Проще говоря, февраль – окончательная точка принятия решения. Но и раньше нельзя – психологическая атмосфера напряженная, Беларусь должна пройти выборы. Авторынок – специфическая сфера, которой необходима стабильная ситуация в стране.
– Что будет с автомобильным рынком в следующем году?
– Таможенные ставки уравняют, пошлины для физлиц поднимутся. И все быстро адаптируются: и покупатели, и дилеры, и банки. Система к этому готова. Только вот эта разница в пошлинах дестабилизировала ситуацию. Рынок придет в себя, и новые автомобили в 90% случаях снова будут импортироваться через официальных дилеров. Тогда сеть начнет развиваться. Мой прогноз: после восстановления психологического климата, когда все поймут, что отныне будет только так, рынок начнет развиваться.