На Брестском авторынке царит штиль
Субботнее утро. Авторынок в Задворцах в 8.30. На торговой площадке, усеянной автомобилями, немноголюдно. Люди, желающие продать автомобиль, неторопливо подходят к лотку с кофе и газировкой, общаются друг с другом, а не с потенциальными покупателями. По примерным прикидкам корреспондента "БВ", продавцов здесь раз в десять больше, чем покупателей. За день, рассказывают те, чей бизнес – перепродажа автомобилей, уезжают не больше двух-трех, иногда пяти обладателей свежих авто.
"У людей нет ни денег, ни энтузиазма по поводу автомобилей", - констатирует мужчина средних лет по имени Игорь. Его автомобиль марки ToyotaYaris, купленный когда-то жене, не привлекает у неспешно прогуливающихся зевак никакого интереса. Жене "Ярис" разонравился еще в начале года, но Игорь продавать машину не торопился: ждал повышения пошлин на легковые автомобили с 1 июля. Его автомобиль 2005 года должен был подорожать примерно на 30 процентов. Но обещанного повышения таможенных сборов не случилось. И не случится, как пообещали власти, ранее первого июля 2011 года. В "пролете" оказался не только Игорь, но и едва ли не все продающие автомобили в "Задворцах": они собирались "нагреть" руки на заградительных пошлинах.
Рассказывают, что люди специально не продавали машины весной, когда на них был ажиотажный спрос, чтобы реализовать их в июле-августе. Но продавать, как оказалось, некому: все, кто хотел "обновиться", сделали это весной, а владельцы, рассчитывавшие на большие "барыши", оказались не у дел. Как итог: если весной из-за ажиотажа цены на автомобили росли, как на дрожжах, то сейчас машины пытаются продать пусть даже за небольшие деньги –лишь бы избавиться от них. Говорят, авто упали в цене на 15-20 процентов. Еще одна причина удешевления: "слабый" курс европейской валюты, из-за чего очень "вкусные" цены на автомобили установились в литовской Клайпеде. Honda Civic 2005 года стоит там, к примеру, меньше 5 тысяч евро. Со всеми расходами на дорогу и таможенными сборами она обходится в сумму порядка 7 тысяч долларов или немногим больше. На автомобильном рынке в Бресте такая машина будет стоить больше 8 тысяч. Неконкурентоспособная цена налицо. Берегущие каждую копейку белорусы все чаще предпочитают сами скатать за рубеж за свежей машиной. А те, кто решился приобрести ее здесь, торгуются очень долго и упорно. Продавцам, уставшим от безрезультатного сидения в машинах по утрам, приходится соглашаться на цены, которые ниже заявленных иногда и на 500 долларов. Желание доморощенных "автодилеров" побыстрее избавиться от товара чувствуется даже в том, что чуть ли не у половины машин нет бирок с ценой. Везде значится: "Договоримся". Очевидно, живое общение сегодня в Задворцах ценится выше обычного.
В первом квартале 2010 года в Беларусь было ввезено 44,5 тысячи подержанных авто, рассказывают на таможне. По итогам первых шести месяцев этого года – свыше 60 тысяч транспортных средств. Ажиотаж доходил иногда до безумия: чтобы "затариться" машинами, некоторые продавали дачи. Теперь толку от того, что в семье больше двух автомобилей, нет никакого.
Был у автоперегонщиков и еще один резон: они надеялись, что смогут заработать на перепродаже автомобилей в Россию. Действительно, внутри стран-участниц Таможенного Союза установлены разные ввозные пошлины на "железных коней". В России они выше: здесь защищают свою автопромышленность. Расчет был такой, что россияне будут покупать автомобили у нас и спокойно кататься на них по российским регионам. Федеральная таможенная служба России, однако, эту возможность просчитала и постановила: все автомобили, ввозимые из Беларуси, должны подлежать полному оформлению и уплате всех необходимых пошлин.
Кстати, юридические лица работают с новыми таможенными пошлинами с 1 января. И машины у них подорожали не очень значительно: не более чем на 10 процентов. А на некоторые модели авто цены и вовсе не изменились. Так что не так страшен черт, как его рисует воспаленное воображение желающего заработать белоруса…