Авторынок будет бороться за жизнь
02.07.2010 11:32
—
Новости Авто
Автодилеры намерены обратиться к правительству с предложением разрешить продажу иномарок в рамках свободной таможенной зоны (склада). По их мнению, эта мера позволит смягчить удар по автомобильному бизнесу в результате работы в условиях Таможенного союза.
Неразбериха вокруг пошлин на импортные иномарки, ввозимые физлицами на территорию Таможенного союза, продолжалась на протяжении первых месяцев этого года и начала рассеиваться только в последние дни июня. По информации председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, для граждан Беларуси льготный режим ввоза автомобилей на территорию страны сохранится до 1 июля 2011 года. "Так утверждают наши источники", - подчеркнул эксперт.
По информации других источников, льготный режим ввоза будет сохранен до 2012 года. Но в любом случае пошлины для физлиц так и не уравняли с пошлинами для юрлиц, как того хотели автодилеры. Теперь, как минимум, еще на протяжении года им придется работать в невыгодных условиях.
Промежуточные итоги этой работы подтверждают опасения по поводу стремительного падения рынка. По данным Белстата, в январе-апреле импорт легковых автомобилей в Беларусь вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1% и составил почти 68 тысяч иномарок. Большая часть автомобилей была ввезена физлицами. Покупка авто за границей в связи с разницей в размерах пошлин для физлиц и юрлиц (на некоторые авто пошлины выросли почти в 10 раз) обходится дешевле, чем у дилеров внутри страны.
Поэтому неудивительно, что продажи иномарок автодилерами внутри страны за 4 месяца сократились в несколько раз и составили, по некоторым данным, всего около 1600 штук. Больше всего падение продаж коснулось автомобилей премиум-класса.
Это отразилось и на доходной части бюджета Беларуси. По информации БАА, ежемесячно бюджет недополучает почти 5 млн долларов. Если в январе-апреле 2009 года ежемесячные поступления в бюджет от продажи иномарок составляли почти 9 млн долларов, то в 2010 году они сократились до 3,9 млн долларов. Около 5 млн долларов ежемесячно оседают в бюджетах соседних стран и семейных бюджетах физлиц.
"Но это потери только от деятельности автомобильного бизнеса. Нужно учитывать еще и потери сопутствующего бизнеса - автострахование, банковское кредитование. Например, банки, по нашей информации, испытывают избыточную ликвидность. На рынке автокредитования появляются интересные предложения в белорусских рублях и со ставками ниже 20%. Если бы не ситуация с пошлинами, этот сегмент кредитования развивался бы более активно", - отмечает Михневич.
Чтобы удержаться на плаву, многие дилеры в срочном порядке перепрофилируются на продажи автомобилей юрлицам, ввоз бюджетных моделей иномарок (до 15 тысяч долларов) и российской техники, за которую не требуется уплачивать пошлину.
БАА также намерена предложить правительству рассмотреть вариант продажи иномарок в таможенном режиме свободного склада. Как подчеркивает С. Михневич, "законодательством Беларуси осуществляется правовое регулирование такой деятельности. Это предполагает возможность размещения дилерами автомобилей на складе и реализации их физическими лицам до проведения таможенной очистки. То есть физлицо приобретает автомобиль и производит таможенную очистку по льготным пошлинам".
Эту меру С. Михневич считает необходимым ввести на переходный период - до выравнивания пошлин для физлиц и юрлиц в рамках Таможенного союза. При этом эксперт не считает окончательным решение о сохранении прежних ставок таможенных пошлин для граждан до июля 2011 года: "Ставки на переходный период регулируются национальным законодательством, которое в течение года может измениться".
Существенным минусом для физлиц в сложившейся ситуации является ограничение на продажу автомобилей на рынке России. Это подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Только собственники этих автомобилей смогут лично пересекать таможенную границу и посещать территорию РФ. Передавать их по доверенности либо отчуждать возможно будет, только уплачивая соответствующую таможенную пошлину", - подчеркнул И. Шувалов на заседании российского правительства.
Эта норма, как предполагается, будет действовать до 2013 года, и по прогнозам экспертов, может привести к падению цен на внутреннем рынке Беларуси. Как заявляют автодилеры, около 70% граждан Беларуси, которые ввезли иномарки на территорию страны до 1 июля, инвестировали средства в покупку одного или нескольких автомобилей для последующей их перепродажи на российском рынке. В связи с ограничениями для осуществления торговых сделок более 50 тысяч автомобилей, купленных для перепродажи, осядут в Беларуси. Однако потребности белорусского рынка намного ниже, подчеркивают эксперты, что может вызвать снижение цен.
Неразбериха вокруг пошлин на импортные иномарки, ввозимые физлицами на территорию Таможенного союза, продолжалась на протяжении первых месяцев этого года и начала рассеиваться только в последние дни июня. По информации председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, для граждан Беларуси льготный режим ввоза автомобилей на территорию страны сохранится до 1 июля 2011 года. "Так утверждают наши источники", - подчеркнул эксперт.
По информации других источников, льготный режим ввоза будет сохранен до 2012 года. Но в любом случае пошлины для физлиц так и не уравняли с пошлинами для юрлиц, как того хотели автодилеры. Теперь, как минимум, еще на протяжении года им придется работать в невыгодных условиях.
Промежуточные итоги этой работы подтверждают опасения по поводу стремительного падения рынка. По данным Белстата, в январе-апреле импорт легковых автомобилей в Беларусь вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1% и составил почти 68 тысяч иномарок. Большая часть автомобилей была ввезена физлицами. Покупка авто за границей в связи с разницей в размерах пошлин для физлиц и юрлиц (на некоторые авто пошлины выросли почти в 10 раз) обходится дешевле, чем у дилеров внутри страны.
Поэтому неудивительно, что продажи иномарок автодилерами внутри страны за 4 месяца сократились в несколько раз и составили, по некоторым данным, всего около 1600 штук. Больше всего падение продаж коснулось автомобилей премиум-класса.
Это отразилось и на доходной части бюджета Беларуси. По информации БАА, ежемесячно бюджет недополучает почти 5 млн долларов. Если в январе-апреле 2009 года ежемесячные поступления в бюджет от продажи иномарок составляли почти 9 млн долларов, то в 2010 году они сократились до 3,9 млн долларов. Около 5 млн долларов ежемесячно оседают в бюджетах соседних стран и семейных бюджетах физлиц.
"Но это потери только от деятельности автомобильного бизнеса. Нужно учитывать еще и потери сопутствующего бизнеса - автострахование, банковское кредитование. Например, банки, по нашей информации, испытывают избыточную ликвидность. На рынке автокредитования появляются интересные предложения в белорусских рублях и со ставками ниже 20%. Если бы не ситуация с пошлинами, этот сегмент кредитования развивался бы более активно", - отмечает Михневич.
Чтобы удержаться на плаву, многие дилеры в срочном порядке перепрофилируются на продажи автомобилей юрлицам, ввоз бюджетных моделей иномарок (до 15 тысяч долларов) и российской техники, за которую не требуется уплачивать пошлину.
БАА также намерена предложить правительству рассмотреть вариант продажи иномарок в таможенном режиме свободного склада. Как подчеркивает С. Михневич, "законодательством Беларуси осуществляется правовое регулирование такой деятельности. Это предполагает возможность размещения дилерами автомобилей на складе и реализации их физическими лицам до проведения таможенной очистки. То есть физлицо приобретает автомобиль и производит таможенную очистку по льготным пошлинам".
Эту меру С. Михневич считает необходимым ввести на переходный период - до выравнивания пошлин для физлиц и юрлиц в рамках Таможенного союза. При этом эксперт не считает окончательным решение о сохранении прежних ставок таможенных пошлин для граждан до июля 2011 года: "Ставки на переходный период регулируются национальным законодательством, которое в течение года может измениться".
Существенным минусом для физлиц в сложившейся ситуации является ограничение на продажу автомобилей на рынке России. Это подтвердил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Только собственники этих автомобилей смогут лично пересекать таможенную границу и посещать территорию РФ. Передавать их по доверенности либо отчуждать возможно будет, только уплачивая соответствующую таможенную пошлину", - подчеркнул И. Шувалов на заседании российского правительства.
Эта норма, как предполагается, будет действовать до 2013 года, и по прогнозам экспертов, может привести к падению цен на внутреннем рынке Беларуси. Как заявляют автодилеры, около 70% граждан Беларуси, которые ввезли иномарки на территорию страны до 1 июля, инвестировали средства в покупку одного или нескольких автомобилей для последующей их перепродажи на российском рынке. В связи с ограничениями для осуществления торговых сделок более 50 тысяч автомобилей, купленных для перепродажи, осядут в Беларуси. Однако потребности белорусского рынка намного ниже, подчеркивают эксперты, что может вызвать снижение цен.