Скоро водители-лихачи начнут получать штрафные квитанции по почте
24.06.2010 09:11
—
Новости Авто
На дороге водителей выручает система условных сигналов. Дважды мигнули тебе дальним светом — сбрасывай скорость, впереди ГАИ с радаром. Пользуясь этим нехитрым приемом, можно безнаказанно пролететь со скоростью гоночного болида хоть от Бреста до российской границы. Но недалеко время, когда подобные нарушения будут оставаться не только на совести лихачей. Помимо субъективных глаз автоинспекторов за ними начнут присматривать объективы фотокамер. А постановления об административном правонарушении водители будут получать по почте с прикрепленным фото автомобиля и указанием скорости, времени, размера штрафа и т.д.
Новая волна дискуссий на автомобильных форумах в Интернете поднялась после недавнего принятия депутатами в первом чтении поправок в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Один из пунктов касается камер скорости — данные этих приборов будут служить основанием для привлечения лихачей к ответственности.
Поясню: речь идет о комплексах, которые работают полностью в автоматическом режиме и не требуют присутствия рядом инспектора ГАИ, как известные всем радары "Искра" или "Визир". Фотографии с камер будут передаваться в центр управления, сверяться с базами данных. А спустя несколько дней водитель, нарушивший правила, найдет в почтовом ящике "письмо счастья".
Поводом для споров в среде автолюбителей послужила информация, что по новому закону в случае фиксации камерой нарушения отвечать придется собственнику транспортного средства. Получив письмо от ГАИ, он якобы должен будет доказывать свою невиновность. "Тьма народу ездит на формально чужих машинах (по доверенности либо без нее). В чем виновен владелец? — задаются вопросом на одном из форумов. — В том, что дал кому-то машину попользоваться (либо продал без отчуждения)?"
— Законодатели опирались на международный опыт. В большинстве стран Европы ответственность собственника закреплена "по умолчанию", но предусматривается механизм защиты его прав. Так будет и в Беларуси, — разъясняет правовые тонкости Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований. — Зафиксированное нарушение будет оформляться по упрощенной схеме, без составления протокола. В течение трех дней постановление о привлечении к ответственности будет направляться по почте собственнику транспортного средства. С момента получения письма ему будет предоставлен месяц, чтобы высказать свои возражения и написать заявление в ГАИ, если за рулем находился другой человек. В таком случае постановление о привлечении к ответственности утрачивает силу и административный процесс начинается сначала — ГАИ должна будет доказать вину настоящего нарушителя.
Очевидно, разобраться в спорных вопросах помогли бы фотографии лиц водителей. С технической стороны сделать это нетрудно, но во многих странах такой снимок расценивается как вмешательство в личную жизнь (и Беларусь тут не станет исключением), ведь в кадр попадает не только водитель, но и пассажир.
Еще один нюанс. За превышение скорости более чем на 30 километров в час полагается штраф от 2 до 10 базовых величин. Разбежка немалая. Как в таком случае будет определяться величина штрафа при фиксации нарушения камерой?
— Здесь также планируется прибегнуть к международному опыту, — уточняют в Национальном центре законодательства и правовых исследований. — Взыскание будет выписываться в размере нижнего предела, предусмотренного конкретной статьей. В данном случае это 2 базовые величины.
Когда закон может заработать? Депутаты вернутся к нему во втором чтении. Затем он пройдет стадию одобрения в Совете Республики и лишь после ляжет на подпись Президенту. Так что если не в 2010 году, то в следующем. Но это лишь правовая сторона вопроса. Закон не заработает, пока не будет реализована его техническая составляющая. Есть ли прогресс по этой части?
В 2009 году правительство поручило оборудовать автоматическими камерами фото- и видеофиксации трассу М1. Сейчас проект близится к завершению. Камеры работают в тестовом режиме, нарушения фиксируются, но водители об этом не знают. В перспективе "электронный глаз" возьмет под контроль другие магистрали, а также города.
— Пока стационарные камеры в Минске не используются, но в ближайшие годы стоит задача закупить несколько сотен устройств слежения нового поколения, — рассказывает о перспективах программы Дмитрий Навой, начальник отдела технических средств и систем управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома. — Они будут контролировать не только скорость, но и проезд на красный свет, остановки в неположенных местах и т.д.
Предвижу недовольные реплики водителей. Появившееся недавно в Интернете скандальное видео с тестированием радара "Искра" взбудоражило многих: работающий в машине вентилятор дает погрешность прибора на 20—25 километров. А скоростемер "Визир", как выяснилось, может засечь автозаправку, двигающуюся со скоростью 66 километров в час…
В ГАИ заверяют: автоматический контроль движения в Минске будет доверен передовым технологиям, а работа самих камер будет построена на лазерном принципе. Сейчас в Европе все чаще используют не моментальный замер скорости, а вычисляют ее на определенном участке. Один датчик фиксирует, когда машина въезжает в контрольную зону, второй срабатывает, когда она ее покидает. Компьютер делает расчет, и, если средняя скорость на участке оказалась выше допустимой, номер автомобиля попадает в базу штрафников.
— Зная наверняка о том, что на конкретном участке работают такие датчики, водитель никогда сознательно не превысит скорость, — уверен Дмитрий Навой.
Такую же цель ставят и камеры на трассах. Предупредительный знак о проведении автоматической съемки, думается, будет иметь тот же эффект, что и два коротких сигнала на встречной полосе.
Новая волна дискуссий на автомобильных форумах в Интернете поднялась после недавнего принятия депутатами в первом чтении поправок в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Один из пунктов касается камер скорости — данные этих приборов будут служить основанием для привлечения лихачей к ответственности.
Поясню: речь идет о комплексах, которые работают полностью в автоматическом режиме и не требуют присутствия рядом инспектора ГАИ, как известные всем радары "Искра" или "Визир". Фотографии с камер будут передаваться в центр управления, сверяться с базами данных. А спустя несколько дней водитель, нарушивший правила, найдет в почтовом ящике "письмо счастья".
Поводом для споров в среде автолюбителей послужила информация, что по новому закону в случае фиксации камерой нарушения отвечать придется собственнику транспортного средства. Получив письмо от ГАИ, он якобы должен будет доказывать свою невиновность. "Тьма народу ездит на формально чужих машинах (по доверенности либо без нее). В чем виновен владелец? — задаются вопросом на одном из форумов. — В том, что дал кому-то машину попользоваться (либо продал без отчуждения)?"
— Законодатели опирались на международный опыт. В большинстве стран Европы ответственность собственника закреплена "по умолчанию", но предусматривается механизм защиты его прав. Так будет и в Беларуси, — разъясняет правовые тонкости Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований. — Зафиксированное нарушение будет оформляться по упрощенной схеме, без составления протокола. В течение трех дней постановление о привлечении к ответственности будет направляться по почте собственнику транспортного средства. С момента получения письма ему будет предоставлен месяц, чтобы высказать свои возражения и написать заявление в ГАИ, если за рулем находился другой человек. В таком случае постановление о привлечении к ответственности утрачивает силу и административный процесс начинается сначала — ГАИ должна будет доказать вину настоящего нарушителя.
Очевидно, разобраться в спорных вопросах помогли бы фотографии лиц водителей. С технической стороны сделать это нетрудно, но во многих странах такой снимок расценивается как вмешательство в личную жизнь (и Беларусь тут не станет исключением), ведь в кадр попадает не только водитель, но и пассажир.
Еще один нюанс. За превышение скорости более чем на 30 километров в час полагается штраф от 2 до 10 базовых величин. Разбежка немалая. Как в таком случае будет определяться величина штрафа при фиксации нарушения камерой?
— Здесь также планируется прибегнуть к международному опыту, — уточняют в Национальном центре законодательства и правовых исследований. — Взыскание будет выписываться в размере нижнего предела, предусмотренного конкретной статьей. В данном случае это 2 базовые величины.
Когда закон может заработать? Депутаты вернутся к нему во втором чтении. Затем он пройдет стадию одобрения в Совете Республики и лишь после ляжет на подпись Президенту. Так что если не в 2010 году, то в следующем. Но это лишь правовая сторона вопроса. Закон не заработает, пока не будет реализована его техническая составляющая. Есть ли прогресс по этой части?
В 2009 году правительство поручило оборудовать автоматическими камерами фото- и видеофиксации трассу М1. Сейчас проект близится к завершению. Камеры работают в тестовом режиме, нарушения фиксируются, но водители об этом не знают. В перспективе "электронный глаз" возьмет под контроль другие магистрали, а также города.
— Пока стационарные камеры в Минске не используются, но в ближайшие годы стоит задача закупить несколько сотен устройств слежения нового поколения, — рассказывает о перспективах программы Дмитрий Навой, начальник отдела технических средств и систем управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома. — Они будут контролировать не только скорость, но и проезд на красный свет, остановки в неположенных местах и т.д.
Предвижу недовольные реплики водителей. Появившееся недавно в Интернете скандальное видео с тестированием радара "Искра" взбудоражило многих: работающий в машине вентилятор дает погрешность прибора на 20—25 километров. А скоростемер "Визир", как выяснилось, может засечь автозаправку, двигающуюся со скоростью 66 километров в час…
В ГАИ заверяют: автоматический контроль движения в Минске будет доверен передовым технологиям, а работа самих камер будет построена на лазерном принципе. Сейчас в Европе все чаще используют не моментальный замер скорости, а вычисляют ее на определенном участке. Один датчик фиксирует, когда машина въезжает в контрольную зону, второй срабатывает, когда она ее покидает. Компьютер делает расчет, и, если средняя скорость на участке оказалась выше допустимой, номер автомобиля попадает в базу штрафников.
— Зная наверняка о том, что на конкретном участке работают такие датчики, водитель никогда сознательно не превысит скорость, — уверен Дмитрий Навой.
Такую же цель ставят и камеры на трассах. Предупредительный знак о проведении автоматической съемки, думается, будет иметь тот же эффект, что и два коротких сигнала на встречной полосе.