Государство намерено вывести автосервис оттуда, куда само его загнало
Госстандарт и Комитет госконтроля взялись за наведение порядка в работе бизнес-структур, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Как рассказал «Белорусским новостям» председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич, «БАА и Госстандарт подписали соглашение о взаимодействии в целях выработки стандартов и требований к проведению технического обслуживания автомобилей на основании опыта ведущих автопроизводителей».
Ожидается, что по итогам совместной работы будет выработана соответствующая нормативно-правовая база. «Госстандарт намерен прописать минимальные стандарты по ведению бизнеса по ремонту и обслуживанию автомобилей, чтобы поднять качество услуг, предоставляемых автомастерскими», — отметил Михневич.
Комитет госконтроля в свою очередь взялся за финансовую часть автосервисного бизнеса. Как сообщил главы КГК Зенон Ломать на заседании коллегии ведомства, почти половина услуг автосервиса в Беларуси находится в теневом обороте, в результате чего только в 2009 году потери бюджета составили около 60 млрд. рублей. «Услугами автосервиса занимаются чуть ли не все подряд, а результаты очень слабые», — выразил недовольство З.Ломать.
Услуги автосервиса обеспечивают более 3 тысяч станций техобслуживания. В 2009 году услуг автосервиса через все каналы реализации было оказано на 525,6 млрд. рублей, что на 16,7% больше в сопоставимых ценах к 2008 году. По сравнению с 2006 годом объем услуг автосервиса возрос почти в два раза. Однако бюджет продолжает недополучать значительные объемы налоговых отчислений, так как рынок насыщен нелегальными СТО, и значительные объемы закупки запчастей осуществляются по серым схемам.
По словам З.Ломатя, КГК установил факты, когда некоторые СТО годами существовали нелегально, и никто этого не видел. В некоторых СТО нарушения приобрели массовый характер. Глава КГК предложил создать межведомственную комиссию, чтобы объединить усилия госорганов по наведению порядка в сфере оказания этих высокодоходных услуг. «Мы должны проявить здесь настойчивость, чтобы получить результат, чтобы вывести этот вид бизнеса из теневой сферы», — заявил Ломать.
Эксперты рынка, в свою очередь, отмечают, что для исключительно легального ведения бизнеса созданных государством экономических условий недостаточно.
«По действующему законодательству только импортеры запасных частей при их реализации имеют право устанавливать торговую наценку. Основная масса СТО в Беларуси не является импортерами, соответственно, устанавливать наценку не имеет права. То есть при оказании услуг по ремонту автомобилей они должны отпускать запасные части по себестоимости. В структуре сбыта официального СТО запчасти составляют примерно 65% от стоимости ремонта. И при таких условиях бизнес не приносит прибыли. Это толкает к ведению нелегального бизнеса», — отмечает Михневич.
По его словам, цены на услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей у официальных дилеров, работающих легально, «выше как минимум на 20%, так как они, в отличие от работающих по серым схемам СТО, платят НДС». Минэкономики предлагает зарабатывать на услугах, «но средств от оказания услуг хватает лишь на то, чтобы покрыть текущие расходы», подчеркивает эксперт.
В 2007 году емкость рынка автомобильных запчастей в Беларуси составляла порядка 245 млн. долларов. Сегодня, как отмечает Михневич, емкость рынка превышает 300 млн. долларов ежегодного оборота, но при этом не меньше половины занимает теневой сектор.
Сергей Михневич убежден, что при создании должных экономических условий основная масса СТО стала бы легально работать и платить налоги. БАА неоднократно выходила с предложением к Минэкономики об отмене ограничений в ценообразовании при розничной, оптовой реализации, а также при установке на СТО автомобильных запчастей, масел, жидкостей и прочих комплектующих вне зависимости от цели приобретения продавцом и вне зависимости от того, является ли продавец первым поставщиком в Беларусь.
«Как только появится возможность открывать легальный бизнес, повысится конкуренция и снизятся цены. Но Минэкономики не считает целесообразным поддерживать наше предложение. Это стимулирует развитие теневого бизнеса, кроме того Минэкономики обескровливает и без того балансирующий на грани выживания автомобильный бизнес, который в связи с падением продаж делает ставку на постгарантийное обслуживание», — отметил Михневич.
Бренд-менеджер холдинга «Атлант-М» в Беларуси Илья Прохоров считает, что решение проблемы существования теневого автосервиса выглядит несколько иначе. «Я бы не ставил так вопрос, что официальные автодилеры хотят свободного ценообразования и возможности устанавливать наценку на запчасти. Дилеры хотят равных условий ведения бизнеса для всех. На мой взгляд, эффективно работать позволило бы, например, введение вместо огромного количества всевозможных налогов и отчислений в бюджет одного единственного налога со всех, например, 15%».
Однако государственные органы пока нацелены наводить порядок другими методами. Вместе с тем ситуация для бюджета может еще больше усугубиться после начала работы Таможенного союза. По прогнозу Михневича, официальным автодилерам станет проще покупать запчасти у российских оптовиков. Это приведет к минимизации налогооболагаемой базы и оттоку валюты.
Андрей КОЖЕМЯКИН