Рынок пассажирских перевозок ожидает курс реабилитации?
Беларусь заняла второе место в рейтинге стран с самым опасным состоянием коммерческой автотехники, занятой в пассажирских перевозках. Топ-5 таких государств определил европейский офис компании Ford. Возглавляет рейтинг Российская Федерация. Далее по убывающей расположились Беларусь, Украина, Молдова и Узбекистан.
Ключевые проблемы рынка пассажирских перевозок в Беларуси, как отмечают эксперты, связаны прежде всего с изношенностью автопарка и большим количеством переоборудованных автомобилей.
По словам специалиста по маркетингу автоцентра «Атлант-М Боровая» Ford Дмитрия Сасковца, из примерно 6,5 тысячи транспортных средств, использующихся сегодня для перевозки пассажиров, доля переоборудованных автомобилей составляет около 50%. Однако почти все транспортные средства данной категории не соответствуют требованиям безопасности.
«Процесс переоборудования грузовых автотранспортных средств в микроавтобусы для перевозки пассажиров в Беларуси находится, на мой взгляд, на низком уровне. Обычно, качественно переоборудуется одна машина из партии, чтобы дотянуть до необходимых стандартов для получения соответствующего сертификата. Остальные автомобили переоборудуются в режиме жесткой экономии. Пассажироперевозчики не заинтересованы вкладывать в это большие деньги, предпочитая экономить», — отмечает эксперт.
По его словам, автомобиль марки Ford заводской сборки и специально предназначенный для перевозки пассажиров с учетом доставки, таможенных расходов и НДС обойдется примерно в 50 тысяч долларов. Затраты на доставку грузового автомобиля и его переоборудование окажутся значительно ниже — около 30-35 тысяч долларов.
«В процессе переоборудования обычно вставляются окна, прикручиваются сиденья и, если есть необходимость, «наращивается» крыша. Но это отнюдь не говорит о наличии в автомобиле полного комплекта элементов безопасности. При заводской сборке все просчитано, например, прочность крепления сидений, проведены испытания. Но это не значит, что вы получите автомобиль требуемого качества, просто прикрутив сиденья к полу, который для этого не предназначен».
Сасковец подчеркивает, что в Европе условия рынку диктует потребитель. «Никто не будет ездить на изношенных или некачественных автомобилях, не оборудованных, например, индивидуальными ремнями безопасности. И никакой перевозчик не будет предлагать такие услуги потребителю».
В Беларуси экономят не только на переоборудовании, но и на восстановительных ремонтных работах в процессе эксплуатации, особенно после того, когда изнашивается оборудование, ранее прошедшее сертификацию.
«Если при переоборудовании еще соблюдаются какие-то стандарты, то при ремонте автомобиля после долгой эксплуатации наблюдается отступление от стандартов в ущерб безопасности. Например, замена тех же сидений никем не контролируется», — отмечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Однако не исключено, что совсем скоро на смену автомобильной анархии придет тотальный контроль. Как отметил С.Михневич, «ходят слухи о готовящемся проекте указа, которым может быть предусмотрено ограничение срока эксплуатации автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров, а также могут быть ужесточены требования к переоборудованию автомобилей. Более конкретной информации по этому поводу нет, но БАА поддерживает ужесточение норм по эксплуатации и требований к переоборудованию. Это будет новый виток развития ситуации на рынке пассажироперевозок».
Среди других нововведений, которые могут произойти в связи с выходом указа, фигурирует и полный запрет на эксплуатацию автомобилей для перевозки пассажиров не заводской сборки. Эта информация вызвала разного рода инсинуации у самих потребителей. Кто-то считает, что такая зачистка рынка связаны с намерениями государства увеличить загруженность городского транспорта и, соответственно, повысить его доходность. Некоторые предполагают, что это целенаправленная акция против частников, после ухода которых с рынка на лакомые маршруты перейдут госкомпании.
По словам С.Михневича, в сложившейся ситуации не должно быть никаких протекционистских мер. Тем более, что государство может принять массу мер тарифного и нетарифного регулирования, чтобы стимулировать пассажироперевозчиков к обновлению автопарка. Например, лизинг, предоставление льгот при ввозе. «Но мы будем приветствовать все шаги, которые будут способствовать улучшению качества, повышению безопасности, оптимизации затрат и сохранению приемлемой стоимости перевозки для конечного потребителя», — отметил эксперт.