Услуги автосервисов в Беларуси в перспективе могут подорожать
24.03.2010 10:03
—
Новости Авто
Фото: www.autocentre.ua
"Битва" за клиентов между фирменным автосервисом и неавторизованными СТО началась сравнительно недавно. Еще несколько лет назад обслуживаться в легальном дилерском автосервисе считалось уделом избранных. Большинство ремонтных работ по старинке проводилось в гаражных мастерских. Однако официальные дилеры, заинтересованные в своем долгосрочном развитии, стали уделять больше внимания сервису постгарантийных автомобилей. Особенно это коснулось массовых торговых марок. Но, как выяснилось, работать на равных с "серым" рынком официальные СТО не в состоянии. Дело в том, что у легальных предпринимателей в данном случае места для маневра совсем немного — белорусское законодательство подразумевает, что стоимость материалов, запчастей, узлов и агрегатов, используемых при оказании услуг населению, включается в тарифы по цене приобретения. Иными словами, автосервисы, как предприятия сферы услуг, вправе получать прибыль только за услуги, а вот возможности адекватного формирования цен в соответствии с конъюнктурой рынка и своими издержками лишены. Вместо этого авторизованным СТО предлагают "отбивать" свои затраты за счет увеличения тарифов нормочаса – времени, которое работник сервиса потратит на исправление поломки. Зазор для увеличения цен, по мнению специалистов Минэкономики, есть. И нешуточный. В феврале-марте минувшего года ведомство совместно с МИДом и Автомобильной ассоциацией "БАА" провело сравнительный анализ стоимости ремонта автомобилей в Беларуси и сопредельных государствах, который показал, что цена нормочаса в нашей стране сравнительно невысока: она составляет от $9 до $32. В то же время в России — $18,2-40,2; в Украине — $21,95-31,2; в Литве — $47,1-62,7; в Польше — $66,3-79,9. То есть автодилерам законодательно разрешено увеличивать стоимость нормочаса, но другой вопрос, что сами они этого не хотят. "Услуги автомехаников в нашей стране и без того "золотые", — говорят они.
"Для любого клиента вопрос цены – основополагающий,– говорит замдиректора гомельского дилерского автопредприятия "НТС" Василий Аникеев. – Мы получаем запчасти у нашего импортера и обязаны на сервисе их устанавливать по цене приобретения. Сложившаяся ситуация не устраивает ни автосервис, ни наших клиентов, так как нередко приводит потребителя к неразумным, а оттого обидным тратам. К примеру, поломка автомобиля, требующая замены небольшой и недорогой детали, в итоге выливается в необходимость тестирования, которое может занять несколько часов, и за это потребителю придется заплатить отдельно". В автосервисах приводят грустную арифметику: к примеру, поменять сальники стоит порядка Br800 тыс., хотя сама деталь обходится не более Br100 тыс. Хуже всего с электроникой: запчасти здесь заведомо недорогие, но на выходе ремонт редко стоит меньше Br500 тыс. Все это противоречит общемировой практике, принятой для автосервисов: прибыль обеспечивается именно продажей запчастей, а не работой. В этом заключается их коренное отличие от других видов бытовых услуг, к которым у нас в Беларуси относится и автосервис. Бывают ситуации и обратные: узловая сборка автомобиля на деле при поломке приводит к необходимости менять целый агрегат. Легальному автосервису проще отказать такому клиенту, чем работать себе в убыток. Вообще, специалисты подсчитали: в структуре сбыта официального СТО запчасти, как правило, составляют 65% от стоимости ремонта, а услуги – 35%. Учитывая, что розничная и оптовая реализация запчастей составляет не более 25%, получается, что оставшиеся три четверти запчастей дилеры вынуждены отпускать по себестоимости.
"Нелегальный рынок запчастей для автомобилей даже в лучшие времена составлял не менее 90%, — расставляет акценты председатель правления Автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич. — Если говорить о существующей в стране структуре каналов реализации запчастей, то помимо импортеров-оптовиков, официальных СТО, закупающих запчасти по внешнеэкономическим контрактам, и дилерских автосервисов, напрямую работающих с первыми поставщиками, львиную долю на рынке занимают индивидуальные предприниматели, частично работающие "втемную", а также откровенно теневой рынок: гаражи, авторынки, реализация по объявлениям и через интернет". Получается, что среди всего разнообразия каналов предложений под регулирование цен в стране попадают только официальные сервисы.
"Пагубная практика ограничения цен на запчасти приводит к тому, что цены на услуги СТО в стране не падают, а, наоборот, растут ввиду роста всевозможных издержек предприятий, которые могут закрывать тарифами на услуги, хотя СТО на соседних рынках давно уже хвастаются снижением тарифов", — говорит Сергей Михневич. Специалисты находят в сложившейся ситуации исключительно отрицательные моменты. В стране расцветает теневой бизнес запчастей, в то же время объемы оказания услуг официальными СТО падают. В итоге бюджет страны теряет налоговые поступления, выплачиваемые официальными автосервисами при реализации запчастей через сервис, а официальные автосервисы не могут предложить клиентам конкурентоспособные цены.
"Моментом истины" для отечественного рынка автосервиса станет 1 июля 2010 года. Со снятием всех барьеров внутри Таможенного союза участники рынка ожидают весьма негативного развития событий. Прежде всего, импортеры-оптовики, оценив бесперспективность работы на белорусском рынке, уйдут работать на территорию России, где законодательство более либерально и никто не будет мешать оперировать оптовыми наценками. Перестроят свою логистику и официальные дилеры — они переведут канал оптовых закупок в сторону российских фирм-нерезидентов. В итоге отток валюты за рубеж, который и без того в сегменте поставок запчастей сегодня нельзя назвать маленьким, еще больше увеличится. Тем более что этому поспособствует и рост таможенных пошлин и оптовых надбавок. Для конечного потребителя такое положение вещей означает гарантированный рост цен на услуги автосервисов, причем не только официальных, но и "гаражных". Ведь упустить финансовую выгоду последние вряд ли пожелают.
"Двухуровневые структуры распределения, а это и есть дилерские сети, окончательно потеряют экономическую целесообразность в нашей стране. Это приведет к тому, что развитие официального сервиса в регионах будет приостановлено, — прогнозируют в "БАА". – В итоге развитие получит теневой бизнес и нелегальные схемы поставок запчастей". Но самое неприятное – в страну могут прийти ритейлеры из России, которые будут аккумулировать все свои наценки в своей стране, платя там таможенные платежи и налоги и реализуя товар в Беларуси по высоким ценам с малой наценкой, их маржа будет за пределами Беларуси, не будут платить при этом в бюджет нашей страны никаких налогов, кроме НДС.
Не СТО, так двести
Как отмечают в Министерстве торговли, сегодня развитие автосервисов в стране идет достаточно активно. В госпрограмме развития бытового обслуживания населения на 2006-2010 годы предусмотрено: до конца нынешнего года число СТО в Беларуси должно увеличиться до 1400 объектов по техобслуживанию и ремонту транспортных средств. Впрочем, жизнь значительно опередила планы – на конец минувшего года в стране функционировало 2586 СТО, причем только за последний год их число увеличилось на 215 объектов. Для сравнения: в 2006 году в республике насчитывалось 1418 СТО, в 2007 году — 1576. В Минторге подчеркивают: большинство из них принадлежит юридическим лицам, а всего в этом виде бизнеса на сегодняшний день занято более 15 тыс. человек.
В ведомстве признают: вопрос ценообразования на услуги автосервисов, действительно, следовало бы изучить детальнее. В начале нынешнего года специалисты Минторга даже отправили запрос в Минэкономики с предложением пересмотреть подходы в формировании ценника. В частности, Минторг рекомендовал внести изменения в "Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов" в части включения в стоимость услуг стоимости материалов, запчастей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг по цене приобретения с добавлением расходов по их приобретению и торговой надбавки. Пока в Минэкономики изучают целесообразность такого шага, а в Минторге уверены: в перспективе этот ход должен повлиять на снижение услуг "белых" автосервисов. Кстати, как отмечают в подведомственной министерству организации ГО "Белбыт", проводимый ежемесячный мониторинг цен на услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств показал, что в 2009 году тарифы на них не росли. С начала 2009 года индекс цен по Минску даже сократился на 3,3%, а в целом по республике — на 1,8%.