Союзные проблемы белорусского авторынка
05.02.2010 16:45
—
Новости Авто
Будущее национального автомобильного рынка в условиях Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана – пожалуй, наиболее болезненный вопрос, напрямую затрагивающий значительную часть населения. Ведь, согласно статистике, один автомобиль приходится в среднем на каждую вторую белорусскую семью. Сегодня уже очевидно, авторынок ожидают не просто кратковременная лихорадка, а крупные структурные изменения. При любом сценарии развития событий, очевидно, что на структурную перестройку и восстановление уйдет, по меньшей мере, несколько лет, если не многие годы… И пройдут эту "школу выживания" далеко не все.
С 1 января введены в действие новые таможенные пошлины на ввоз автомобилей юридическими лицами. Можно говорить о введении фактически заградительных пошлин на ввоз автомобилей старше 5 лет. А это значит, что немалый сегмент рынка в ближайшее время может просто исчезнуть.
Пока большинство дилеров распродает складские запасы, ввезенные до Нового года. Новые иномарки, импортированные юрлицами после 1 января, подорожают не менее, чем на 15%, а с учетом завершения кампаний массовых скидок, которыми автодилеры привлекали покупателей в прошлом году – до 20%. Предстоящий рост цен на автомобили в автосалонах сомнению не подлежит. Ввоз автомобилей юридическими лицами уже упал в 10 раз.
Импорт автомобилей физическими лицами будет в ближайшие месяцы нарастать форсированными темпами. Полугодовую отсрочку беларусы постараются использовать по-максимуму. "Перед смертью не надышишься" - говорит известная пословица, а вот купить дешевую иномарку можно еще успеть и даже неплохо заработать на ее последующей перепродаже.
Фактически, рынок сегодня находится в ситуации, похожей на ту, что была до принятия Указа № 546 от 24.11.2005 г., когда действовали различные ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц. Для юридических лиц ее несколько улучшает лишь то, что порядок уплаты НДС и акцизов пока не изменен. Тем не менее ситуация, по понятным причинам, крайне негативно сказывается на автодилерах и фактически убивает бизнес юрлиц, занимавшихся импортом бэушных автомобилей.
Что касается официальных дилеров, то их цель – дожить до 1 июля. Если за первое полугодие они смогут продать 4-5 тысяч новых автомобилей – это будет неплохим результатом.
Между тем ожидание повышения пошлин 1 июля, естественно, будет провоцировать повышенный спрос и спекулятивные настроения на вторичном рынке. И как следствие, очереди на границах, серые схемы ввоза, например, на подставных лиц, и главное, рост цен на волне ажиотажа. Ведь заработать на грядущем повышении пошлин захотят многие.
Каким же образом могут развиваться события после 1 июля? Попытаемся учесть последствия тех или иных решений в различных сценарных вариантах.
Сценарий 1. 1–го июля в соответствии с Указом президента таможенные пошлины на ввозимые физическими лицами автомобили будут увеличены и унифицированы с размером соответствующих пошлин для юридических лиц.
Для вторичного авторынка (а значит, и для большинства автовладельцев) – это будет однозначный шок. 60% рынка приходится на импорт автомобилей, таможенная стоимость которых составляет менее 5 тыс. долларов. Большинство потенциальных покупателей, не успевших ввезти автомобиль до 1 июля, должны будут отказаться от приобретения автомобиля во втором полугодии 2010 года, поскольку в этом ценовом диапазоне останутся лишь "Лада-Калина", узбекский Daewoo Matiz или китайская Chery QQ. Но дилеры не смогут в короткие сроки обеспечить значительный рост поставок дешевых машин, а белорусы вряд ли променяют свои старенькие иномарки на новые "Жигули" или крошечные "Матизы".
Примерно 25% импорта в 2009 году составил ввоз автомобилей, таможенная стоимость которых составляла от 5 до 10 тыс. долларов. Для потребителей, ориентированных на эту ценовую нишу, качество и количество предложений сократится. Это будут либо автомобили малого класса европейских производителей и малого среднего класса корейских и китайских марок в диапазоне 12-15 тыс. долларов.
Наконец, остаются 15% рынка – автомобили, таможенная стоимость которых превышает 10 тыс. долл. В сегменте автомобилей класса люкс рост цен составит огромную, с точки зрения рядового обывателя, сумму. Но для потребителя, готового выложить за автомобиль больше 15 тыс. долларов, на рынке останется немалое количество предложений — как в сегменте новых автомобилей, так и подержанных – в возрасте до 5 лет.
В целом можно прогнозировать сокращение авторынка во втором полугодии более, чем на 2/3 к аналогичному периоду 2009 года. Импорт подержанных иномарок упадет на 80-90%. Сжатие рынка не будет кратковременным. Новая страница истории отечественного автомобильного рынка, вероятно, стартует в 2011 году со скромной отметки в 50 тыс. автомобилей в год.
Для автодилеров 1 июля станет долгожданной датой. Несмотря на повышение размеров таможенных пошлин, они безусловно выиграют – объем продаж новых автомобилей резко увеличится и, главное, будет расти в перспективе. Начнут расти инвестиции в сервисно-сбытовую инфраструктуру, появятся стимулы для развития цивилизованного технического сервиса, региональных каналов сбыта и т.д. Но перестройка рынка займет значительное время. Но все это при условии относительно благоприятной экономической ситуации, обещанных зарплат в 500 долларов, стабильности национальной валюты, наличия доступных кредитов.
В целом же вступление в Таможеный союз сулит белорусскому автомобильному рынку все большее структурное сходство с российским, рост доли российских и сборочных российских авто, а также рост доли "корейцев" и "китайцев", переориентацию системы дистрибьюции на Россию. Кроме того, привлекательными для инвестиций могут стать проекты "отверточной" сборки недорогих иномарок в Беларуси — скорее всего, китайских.
Сценарий 2. 1 июля ввозные пошлины для физических лиц не изменятся.
2.1. Предположим, что вопрос о поднятии пошлин вновь будет отнесен на какой-то период — на начало 2011 года или даже на период после президентских выборов. В этом случае в сегменте подержанных автомобилей, несмотря на некоторый спад ажиотажа, сохранится повышенный спрос и рост цен. Тогда нынешний год может стать рекордным по числу автомобилей ввезенных физическими лицами. Негативной же стороной этого сценария станет стремительная деградация нашего авторынка — он вернется к "дикому" состоянию конца 90-х – начала 2000-х.
Рынок новых автомобилей достигнет своего нижнего предела. Слабые автодилеры вынуждены будут свернуть бизнес, сильные будут выживать за счет автосервиса и торговли запасными частями. И чем дольше продлится ситуация с разницей в уровне пошлин, тем глубже будет разрушение инфраструктуры и откат рынка к нецивилизованному состоянию. Уже одно это позволяет понять, что долго мириться с таким положением дел государство не будет. Еще одним следствием продления действующего уровня пошлин станет более сильная степень сжатия рынка после их поднятия в 2011 году. Ведь избыточный уровень потребления в 2010 г. неизбежно скажется на уровне спроса в последующем: авторынок может находиться в "мертвом" состоянии год или даже два, прежде чем начнется оживление.
2.2. Можно предположить и другой вариант, пускай сегодня он представляется маловероятным: вся машина Таможенного союза даст задний ход. В этом случае создаются предпосылки для возврата к уровню пошлин до 1 января 2010 года, т.е. возврата к ситуации естественного для нашей страны, не имеющей полноценного производства легковых автомобилей, тренда развития. Конечно, бизнес автодилеров и соответственно их сервисно-сбытовая инфраструктура будут развиваться медленнее, но как показал опыт последних лет, доля новых автомобилей на рынке будет расти, особенно в условиях финансовой стабильности и при грамотном регулировании рынка со стороны государства. Например, посредством более мягкого ограничения ввоза подержанных иномарок, чем это предполагается условиями Таможенного союза, скажем, путем повышения пошлин на ввоз автомобилей старше 10 лет. Могут обсуждаться и иные варианты, учитывающие интересы различных участников рынка.
Вопрос, конечно, в ином: а имеет ли смысл это обсуждение и насколько реалистичен данный сценарий? В иные союзы легко войти, но не легко выйти… Будем все же надеяться, что "зима" на автомобильном рынке не будет слишком долгой.