Начальник ГАИ Беларуси ответил на вопросы водителей

Источник материала:  
05.02.2010 10:33 — Новости Авто
Начальник УГАИ МВД Беларуси Юрий Литвин ответил на вопросы читателей "Р" и рассказал о новшествах, которые ждут водителей в 2010 году.

Около тридцати вопросов со всей страны поступило на "прямую линию". Как будут оформляться мелкие ДТП после 1 июля? Почему в регионах изменились правила сдачи экзаменов по вождению? Будет ли наведен порядок с парковками? Лишат ли пьяных водителей автомобилей? По какой причине проект балльной системы спустили на тормозах? На протяжении часа главный госавтоинспектор страны Юрий Литвин по телефону отвечал на вопросы, делился мнениями и давал свои профессиональные советы водителям.

Без ГАИ страховка не превысит 200 евро

— Добрый день. Петр Устинчик из Минска. Как известно, с июля 2010 года при незначительных ДТП с ущербом до 200 евро водителям можно будет не вызывать ГАИ, а разобраться на месте самостоятельно. Внесите ясность: как на деле будет работать этот алгоритм?

— Действительно, по Указу Президента Беларуси от 23 октября 2009 года № 519 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам страхования" (вступает в силу 1 июля 2010 года) в отдельных случаях водители при совершении ДТП будут вправе не сообщать о нем в ГАИ. Важное условие: у самих водителей не должно быть разногласий по поводу того, какие повреждения причинены транспортным средствам и кто в этом виновен, а ущерб, причиненный каждому из участников ДТП, будет оцениваться ими в размере до 200 евро. При соблюдении этих и некоторых других обстоятельств водители должны будут самостоятельно заполнить бланки извещений о дорожно-транспортных происшествиях, которые будут выдаваться страховыми компаниями при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности. Затем следует обращение в страховую компанию и получение выплаты до 200 евро в установленном порядке. Таким образом, административная ответственность за нарушение ПДД в данном случае наступать не будет. Если же водители не смогут найти взаимопонимания, то придется вызывать ГАИ, как это делается в настоящее время.

Обращаю ваше внимание: в случае оформления документов без участия сотрудников ГАИ размер страховой выплаты в счет возмещения вреда не будет превышать 200 евро. Поэтому рекомендую тщательно обдумывать свое решение на месте ДТП. После того, как вы уедете с места происшествия, ничего изменить уже будет нельзя.

— Борис Васильевич Бохан, Молодечно. Слышал, что скоро ГАИ не будет штрафовать по статье за совершение ДТП. Так ли это?

— Если потерпевший участник ДТП напишет заявление о примирении сторон, то ГАИ не будет привлекать виновника к ответственности по статье 18.17 КоАП Беларуси, то есть за совершение дорожно-транспортного происшествия, повлекшего определенные последствия. Но по другим статьям кодекса ответственность не снимается. Например, водитель проехал перекресток на красный свет, вследствие чего произошло ДТП. Руководствуясь заявлением (при его наличии, конечно) от потерпевшей стороны, мы не штрафуем водителя по статье 18.17, но налагаем взыскание за проезд на красный свет. В зависимости от ситуации – за любое нарушение правил, повлекшее ДТП. Эти новшества предусмотрены поправками в Кодекс об административных нарушениях, которые вступят в силу в конце февраля.

— А если потерпевшей стороны как таковой нет? Например, несколько лет назад я задел крылом опору моста. Остановился и вызвал ГАИ, поскольку меня подрезал и скрылся другой водитель. Его не нашли, а мне "впаяли" штраф…

— В таких случаях, как правило, мы и сейчас не привлекаем водителя по статье 18.17. Конечно, если нет претензий со стороны дорожных или коммунальных служб.

"Костыли" на парковке

– Звонит Александр из Минска, профессиональный водитель. Почему борьба с незаконными парковками ведется в столице так бессистемно. Изо дня в день на улице Красной и в других местах замечаю прямо под запрещающими знаками одни и те же машины. Во дворах та же проблема: автомобили загромождают тротуары. В Интернете даже есть форум, где выкладываются фотографии несуразно припаркованных машин. Их владельцев трудно раз и навсегда проучить штрафом?

— Проблема шире, чем низкий уровень культуры водителей. Уже сегодня по темпам автомобилизации Минск достиг уровня, прогнозируемого к 2015 году. Парковки растут далеко не такими быстрыми темпами и вместить весь транспорт просто не могут. Инспекторам за каждым нарушением не уследить. Но водители и без штрафа должны понимать меру своей ответственности и искать альтернативу — можно приехать на работу на 15 минут раньше, или припарковать машину на свободной парковке в соседнем квартале, или стать таким образом, чтобы не занять два места одновременно…

Эвакуаторы, как правило, работают там, где неправильно припаркованные автомобили собирают заторы, мешают проезду машин экстренных служб. В ближайшее время эвакуаторов в Минске должно стать больше. По одной такой машине появится в ремавтодоре каждого района города. Закупаться они будут за счет бюджета.

– Добрый день, Юрий Александрович. В прошлом году на парковке возле нашего административного здания появились так называемые "костыли" – металлические устройства, которые в поднятом виде заграждают въезд на машиноместо. Насколько законна их установка на парковке общего пользования?

– Данные устройства устанавливаются по согласованию с администрациями районов. Например, в случае, если организация обустроила возле своего офиса гостевую стоянку для своих же клиентов. Для парковок общего пользования также может быть разработан проект. Министерства и ведомства делают это, как правило, для того, чтобы зарезервировать за собой места для машин. Согласен, интересы других автомобилистов при этом могут быть ущемлены. Аналогичные вопросы есть и по механизму размещения шлагбаумов во дворах. Над всем этим предстоит подумать не только Госавтоинспекции.

— Дозвонились вам жильцы дома № 8 по проспекту Газеты "Правда" в Минске. Каждое утро у нас во дворе идет транзитное движение. Водители с проспекта Газеты "Правда" вдоль нашего дома прорываются на улицу Алибегова. Просто чудо, что до сих пор никто не пострадал. В ПДД сказано, что во дворах транзитное движение недопустимо. Помогите навести порядок.

— Считаю, ваша проблема может быть решена только после реконструкции проезжей части, исключающей транзитный проезд. Это компетенция жилищно-коммунальных служб и администрации района. Со своей стороны могу пообещать, что наряды ДПС отдела ГАИ Московского района будут ориентированы на контроль ситуации во дворе вашего дома, обеспечение безопасности и привлечение виновных к ответственности.

— Галина, живу в доме № 46 по улице Восточной в Минске. Под окнами с незапамятных времен "вросли в землю" "запорожец" и микроавтобус, а рядом машины из-за нехватки места паркуются на тротуаре. Когда же наши дворы окончательно избавятся от автохлама?

— Утилизация машин непосредственно в компетенцию МВД не входит. ГАИ лишь предоставляет компетентным органам информацию о собственниках. В последнее время автохлама в наших дворах стало меньше, но окончательно от него не избавились. Отчасти виной тому пробелы в нормативной базе. Сегодня, насколько мне известно, несколько заинтересованных министерств разрабатывают правовой документ, в котором будет четко прописано, какой автомобиль можно считать брошенным, что следует понимать под автомобилем, пришедшим в негодность, и автомобилем, долгое время не эксплуатируемым. Будет также определен порядок утилизации таких машин и финансирования работ.

Последнего "китайского" не ждите

– Меня зовут Василий, живу в Минске. Недавно мою машину эвакуировали из центра города, хотя я находился всего в ста метрах от нее и не знал о происходящем. Пришлось платить немалые деньги за буксировку и штрафстоянку. Неужели сегодняшние базы данных ГАИ и средства связи не позволяют бороться с проблемой иначе: "пробивать" по госномеру телефоны владельцев и заставлять их переставлять машины?

– Паркуясь в запрещенном месте, вы, пожалуй, заранее знали, что машина кому-то будет мешать. Исходя из этого и оценивайте ситуацию. Найти данные на любой автомобиль и его хозяина в базе ГАИ, действительно, не составляет труда. Но по усмотрению владельца мобильный телефон в базе может не указываться (в половине случаев так оно и есть).

– На буксировку одной машины уходит минут 20. А велика ли эффективность таких мер в центре города, где неправильно стоящих машин сотни? Не проще ли было бы инспектору за рулем трактора-эвакуатора вычислить по базе как можно больше телефонов, позвонить всем и передать: "Ребята, быстренько убрали машины. Через 10 минут эвакуирую…"?

– Есть понятие "неотвратимость наказания". За каждое нарушение надо отвечать, а не надеяться на последнее "китайское" предупреждение. Предлагаемая вами система породила бы еще больше нарушений. Если вы намеренно оставляете транспорт в запрещенном месте, будьте готовы к санкциям, прописанным в законе.

— Позвольте и второй вопрос. На каком основании инспекторы ГАИ ставят шариковыми ручками в техталоне непонятные отметки. У меня подчеркнута буква К, в букве О стоит точка. На форуме в Интернете узнал, что это так называемые "черные метки" ГАИ. Прочитал их расшифровку – стало неприятно. Как вы это прокомментируете?

— Не знаю, что это обозначает и для чего делается. Инспектору ДПС категорически запрещено вносить какие-либо неслужебные отметки в документы водителя. Усматриваете в этом нарушение своих прав — можете обратиться с жалобой в подразделение ГАИ, можете написать заявление на мое имя. Будем разбираться.

— Можно ли обменять "клейменый" талон на новый?

— Для этого достаточно вашего заявления.

"Езжу без прав 35 лет…"

– Адамович Игорь Владимирович, город Червень. Учусь на водительских курсах в местном ДОСААФ. Недавно узнаю, что с нового года сдача экзамена в ГАИ будет проводиться для нас в Минске, хотя до этого экзаменационная комиссия всегда приезжала принимать теорию сюда, в Червень. Зачем нам лишние неудобства?

– Условия приема экзамена, действительно, изменились. Смысл в том, что для каждого курсанта должны быть созданы равные условия. В Минске компьютер выбирает билеты автоматически, без вмешательства человека. Когда наши сотрудники выезжали в районы, то везли билеты в единственном варианте. Скрывать не буду, косвенно такая ситуация провоцировала подкуп со стороны автошкол. Чем чреваты водительские права для "сырых" курсантов, думаю, всем известно. Поэтому, дабы исключить несанкционированную помощь, экзамены проводятся в областных центрах и базовых подразделениях.

– Согласен, но фактор чужих стен даже при хорошем знании ПДД уверенности нам не добавит. Да и сама поездка в Минск отнимет время, силы и деньги…

– Доводы справедливы. Мы думаем, как организовать в регионах прием экзаменов с максимально объективной оценкой знаний и удобством для курсантов. Решение будет скоро принято.

— Татьяна, Минск. Слышала о введении в этом году прав нового образца. А у меня права в виде книжечки, получала их в 1991 году. Они еще признаются? Можно их заменить на современные?

— Это права образца Советского Союза. Они бессрочные. При желании для получения новых прав потребуются медицинская справка, ваш паспорт и заявление. Если в старых правах девичья фамилия – документ из загса.

— Пересдачи теории и вождения не будет?

— Нет...

— Александр Муманенко тревожит вас из Гродно. В мае истекает срок действия моих водительских прав. А летом начнут выдавать удостоверения европейского образца. Можно ли в этой связи отсрочить замену удостоверения до тех пор, пока не станут выдавать права нового образца?

— Если у вас нет необходимости управлять машиной, то можете обменять водительское удостоверение и после истечения срока его действия. Если же вы постоянно за рулем, то рекомендую заменить документ вовремя.

Попутно замечу, что водительское удостоверение нового образца разработано в точном соответствии с международной конвенцией о дорожном движении. Привычные категории от А до Е в нем останутся, но к ним добавятся несколько подкатегорий (для мопедов, автомобилей с прицепом, с полуприцепом и т.д.). Мы сделаем облегченный вариант обмена старого водительского удостоверения на новое. Дополнительных трудностей для автолюбителей и профессионалов не возникнет.

— Из Орши звонят. Виктор Иванович. Недавно читал, что в Великобритании один водитель проездил десять лет без прав. Наконец его остановила полиция и в торжественной обстановке вручила удостоверение, так как все это время он не нарушал ПДД. А у нас такие случаи были?

— Затрудняюсь ответить…

— Я 35 лет колешу без прав… Правда, на мотоцикле "Минск". И меня за это время тоже ни разу не остановил ни один инспектор ГАИ. Значит, езжу безукоризненно. Тогда зачем права?

— Советую все же получить удостоверение. Вы имеете возможность без обучения в автошколе прийти в Орше в подразделение РЭО и сдать экзамен экстерном. Такая практика применяется по всей стране. Стоить это будет в пределах одной базовой величины. Штраф за езду без прав несравнимо выше.

— День добрый! Из Заславля звонит Олег Викторович. С апреля по октябрь езжу на скутере. Когда эти транспортные средства надо будет регистрировать в ГАИ?

— С 1 июля 2010 года. Кроме того, водителям скутеров и мопедов необходимо будет иметь при себе водительское удостоверение категории АМ, для чего предстоит сдать экзамен на знание ПДД без прохождения обучения.

— Антонина Васильевна из Марьиной Горки. Надо ли будет наравне со скутерами регистрировать велосипеды?

— Пока не ясно, когда, но регистрацию велосипедов на себя могут взять районные общества автомотолюбителей. В Минске и крупных городах это не так актуально, как на селе, где велосипед – основной вид транспорта. Порой встречаешь там экземпляры, где, кроме как двух колес, педалей и руля, ничего нет – такие дальше своего двора выпускать нельзя. Если БОАМЛ возьмет на себя контроль, то должный надзор за велосипедами будет. Думаю, новшество отторжения не вызовет, поскольку регистрация планируется бесплатно. Не лишними для велосипедистов будут и краткосрочные курсы, где их научат азам дорожной безопасности.

Хулиганов и пьяных остановит один звонок

– Юлия из Барановичей. Меня и моего ребенка тревожит вопрос: почему некоторые машины на улице ревут, словно гоночные болиды? То ли это неисправность, то ли специально делается для игры на нервах прохожих? ГАИ штрафует таких хулиганов?

– В ГАИ, к сожалению, нет приборов, которые могут измерять шум. Без аппаратно-задокументированного уровня шума инспектор не может предъявить водителю претензий по этому поводу. Однако у нас есть возможность привлечь нарушителя по статье Административного кодекса за переоборудование автомобиля (зачастую машины ревут из-за установленных прямоточных глушителей, что нарушает конструкцию, предусмотренную заводом-изготовителем). Если хулиганы за рулем "болидов" вам мешают, достаточно записать номер машины и передать информацию в ближайший отдел ГАИ.

— Бобруйск, Дмитрий Бородачев. Будут ли в Беларуси запрещены "кустарные" ксеноновые фары? Они слепят водителей встречных автомобилей.

— Научные исследования по этому вопросу в Беларуси пока не проводились. Я, как и вы, располагаю лишь мнениями разных автолюбителей. В темное время суток ксеноновые фары определенно дают больше шансов водителю заметить пешехода или препятствие и избежать беды. Много света на дороге не бывает. Лично я советую при малейшей возможности пользоваться дальним светом фар. Если ксенон слепит, то, скорее всего, проблема в корректировке фар. ГАИ за этим строго не следит, а вот специалисты "Белтехосмотра" могут не допустить такую машину к участию в дорожном движении.

— Мария Сергеевна, город Береза. Узнала, что в прошлом году в Беларуси задержано 54 тысячи нетрезвых водителей. Цифра ужасающая. Как образумить пьяных "автокиллеров"? Когда у них будут отбирать автомобили? Беспокоит меня этот вопрос потому, что мою дочку в прошлом году сбил пьяный водитель (слава Богу, она уже поправилась). Оказалось, негодяй и раньше привлекался за вождение в нетрезвом состоянии…

— Вопрос пьянства за рулем для ГАИ всегда был наиболее острым. Хотя бы потому, что от действий угорелых лихачей страдают совершенно невинные люди. В последние годы мы активно инициировали внесение изменений в законодательство, благодаря чему административная и уголовная ответственность за управление транспортом в нетрезвом состоянии стала еще жестче. Увы, штрафы останавливают не всех: в прошлом году почти 5 тысяч пьяных водителей были задержаны повторно. Необходимость конфискации автомобилей, видимо, уже назрела. Провозгласить идею, однако, легко. Гораздо труднее разработать механизм ее реализации, получить одобрение общества. Пока принятию решения мешает ряд юридических нестыковок. Например, как быть в ситуации, если пьяный водитель берет авто у другого человека? Мы изучаем зарубежный опыт борьбы с пьянством. Возможно, почерпнем из него что-то новое. Но помочь Госавтоинспекции может каждый неравнодушный человек. Для этого достаточно набрать телефон 102, если вы видите пьяного водителя на дороге.

Балльную систему спустили на тормозах?


— День добрый. Сергей Давыдько из Могилева. В советские времена после нескольких просечек в талоне водитель мог лишиться прав. На дорогах была дисциплина. Два-три года назад в стране обсуждалась балльная система, в основе которой тот же принцип. Но проект почему-то спустили на тормозах…

— От системы не отказываемся, но пока не все готово для ее внедрения. Балльная система действует в разных странах, но не везде работает на должном уровне, а кое-где от нее уже отходят. Ввели баллы в Литве, но теперь не хватает сил и средств, ведь требуется создать обширную базу, оснастить инспекторов компьютерами. Франция, перейдя на балльную систему, снизила аварийность в большей степени благодаря интеллектуальным видеокамерам и другим техническим средствам.

— Константин Николаевич на связи. Несколько раз в месяц езжу по работе из Бреста в Минск и обратно. Слышал, скоро всю трассу возьмут под контроль камеры видеонаблюдения. Для чего это нужно? Будут ли фиксироваться мелкие нарушения?

— Система может заработать в первом полугодии этого года. Пока разрабатывается программное обеспечение, на протяжении от Бреста до российской границы устанавливаются видеокамеры. Главная трасса республики должна быть не только самой ровной, скоростной, но и самой безопасной. Основанием для составления административного прокола будут служить зафиксированные камерами нарушения. Такие, например, как превышение разрешенной скорости движения более чем на 10 километров в час.

— В техническом плане ГАИ, конечно, преуспела. Об "Автоураганах" и "Кулонах" наслышаны все. Чем еще удивите водителей?

— "Кулоны" есть фактически в каждой патрульной машине. Нет сегодня недостатка в приборах фото- и видеофиксации, в современных алкотестерах. На подходе освоение других технических новинок. Например, в ближайшее время машины ГАИ будут оборудованы устройством для визуального контакта с водителем – чем-то вроде бегущей строки на заднем стекле. Таким образом можно будет дать информацию водителю: "Остановитесь!", "Снизьте скорость!" и т.д.

— Кирилл из Минска. Недавно на форумах в Интернете появились фотографии трех разных машин с одинаковым "крутым" регистрационным номером (7777 IP-7). Всегда считал, что номер для машины сродни паспорту для человека – должен быть уникальным. Кто-то заработал на продаже одного и того же номера?

— Шум в Интернете подняли на пустом месте. Фото сделаны в разное время. Государственный регистрационный знак, о котором вы говорите, в настоящее время присвоен автомобилю "Бентли Континенталь", принадлежащему иностранному предприятию. Ранее данный номер также присваивался другим автомобилям этого предприятия, что не противоречит нормативно-правовым актам ГАИ.

— Петр Глушко из Минска. На какой машине ездит главный госавтоинспектор страны? Часто ли нарушает правила? Просто интересно.

— Не сказал бы, что в молодости я был примерным водителем. Первую просечку в талон получил в 1985 году в Могилеве за то, что пересек двойную сплошную линию. С тех пор еще пару раз приходилось объясняться с инспекторами и платить штрафы. После армии правил уже не нарушал. Сейчас у меня личная машина "пежо", но езжу на ней редко, поскольку отдал сыну. Зато всегда сажусь за руль служебного транспорта — люблю дорогу и ничего с этим поделать не могу.

←Toyota отзывает еще 270 тысяч автомобилей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика