«Эра милосердия» для покупателей иномарок закончится 1 июля
У белорусов осталось меньше полугода для того, чтобы решить автомобильный вопрос и купить подержанную иномарку по низким таможенным пошлинам. С 1 июля ставки пошлин будут доведены до российского уровня, заявил 14 января председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский, подтвердив давно муссируемые предположения. Фактически это означает, что с середины года "растаможка" ходовых моделей иномарок (до 10 лет) для физических лиц вырастет в 10-12 раз и будет равна стоимости ввозимого автомобиля. С января, напомним, ставки пошлин уже повышены для юридических лиц, что создало ряд проблем для белорусских автодилеров.
Глава ГТК сообщил, что решение по поводу ставок пошлин для физлиц "уже принято".
"С 1 июля 2010 года, когда в полном объеме заработает Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, пошлины на ввоз автомобилей физлицами вырастут до уровня российских", — цитирует Шпилевского БелаПАН . До этого времени пошлины сохранятся на прежнем уровне.
Почувствуйте разницу
В России ставки таможенных пошлин на новые и "бэушные" иномарки, ввозимые физическими лицами, являются фактически заградительными. Они были введены с 2009 года с целью поддержки своего автопрома. Ставки там варьируются от 1,5 евро до 5,8 евро за 1 куб. см в зависимости от рабочего объема двигателя. Это до 12 раз (!) выше нынешних белорусских пошлин. К примеру, чтобы ввезти в Россию автомобиль в возрасте от пяти до семи лет с объемом двигателя 1,8–2,3 литра, гражданин должен заплатить пошлину в размере 4,8 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя. В результате пошлина при ввозе пятилетней иномарки объемом двигателя 2 литра составит для физлица 9.600 евро и будет равна стоимости автомобиля. В Беларуси пошлина за такую же иномарку сегодня составит около 1 тыс. евро (по 0,4 евро за кубический сантиметр).
Сегодня рядовые белорусы ориентируются при покупке авто на машины стоимостью 5-7 тыс. долларов и периодом эксплуатации до 14 лет. Именно на эту возрастную категорию приходятся наиболее низкие таможенные пошлины. Например, на иномарки от 10 до 14 лет пошлина независимо от объема двигателя равна 0,75 евро за куб. см, а уже на авто старше 14 лет — 2 евро за куб. см. Понятно, что в случае повышения пошлин до российского уровня многим придется отказаться от покупки. Стоимость авто с учетом "растаможки" вырастет в несколько раз.
На пресс-конференции 30 декабря Александр Лукашенко говорил, что государство позволяло ввозить "этот хлам вместо того, чтобы поставить жесткие барьеры". По его словам, он хорошо понимает желание обычного человека купить автомобиль, когда возможности купить новый нет. "Но, с другой стороны, сядьте и подумайте: стоит ли платить за подержанную машину, которую вы ввезете. Три месяца до зимы поездите, и потом будете сидеть на станциях техобслуживания, и уже за запчасти будете платить втридорога", — сказал он. Поэтому, считает президент, необходимо ориентироваться на новые автомобили, их собственное производство в стране.
Однако пошлины на новые авто по новым правилам также будут для белорусов весьма существенной. Например, в России таможенная пошлина при ввозе Mazda-3 2008 года выпуска с объемом двигателя 1,6 литра для физлиц сейчас обходится в 3,6 тыс. евро, в Беларуси — 1,12 тыс. евро. И эта разница растет вместе с увеличением класса автомобиля.
Покупать же авто известных брэндов российской сборки многим белорусам, очевидно, также будет не по карману даже при отсутствии пошлин (это будет относиться к машинам с уровнем локализации не менее 30%). Как сообщает сайт vlasti.net, сегодня новые Toyota Camry из Санкт-Петербурга или Volkswagen Passat из Калуги стоят в России около 900 тыс. рублей (30 тыс. доларов).
К слову, по данным российского «Автостата», первые четыре места в рейтинге самых продаваемых новых моделей в России удерживает продукция АвтоВАЗа — Lada Priora, Samara, 2105/2107 и Kalina.
Заработать на "вилке"
В течение первого полугодия белорусы имеют последнюю возможность не только купить для себя авто по более низким ставкам, но и заработать на разнице в пошлинах с Россией. По оценкам российских экспертов, после введения в 2009 году заградительных пошлин на иномарки соседняя страна испытывает недостаток "бэушных" авто. По данным Федеральной таможенной службы за 10 месяцев 2009 года, ввоз подержанных автомобилей в Россию сократился в 27 раз, а новых — более чем в 3 раза. По отдельным странам падение и вовсе огромное: из Германии ввоз упал в 67,5 раз (до 90 штук), из Южной Кореи — в 48 раз (до 420 штук), из США — в 44 раза (до 470 штук). Нечто подобное, видимо, следует ожидать и в Беларуси.
Белорусские эксперты полагают, что многие жители нашей страны воспользуются разницей в пошлинах, и будут завозить иномарки для перепродажи в России в течение первого полугодия. "Каждый гражданин вправе в течение года ввезти для себя либо по доверенности один автомобиль по льготной пошлине. И если Россия не введет каких-либо превентивных мер, например, не будет препятствовать постановке на учет машин, ввезенных из Беларуси после 1 июля, и об этом не будет известно заранее, я уверен, многие захотят приобрести машины с целью дальнейшего сбыта в Россию", — высказал предположение "Белорусским новостям" руководитель Автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич.
По оценкам главы "БАА", в первом полугодии можно ожидать ввоз машин на уровне 150 тыс., примерно столько было ввезено за весь прошлый год. "Данные за 2009 год нам пока неизвестны. За 9 месяцев в страну было ввезено более 130 тысяч авто. Но в последние два месяца прошлого года наблюдался активный ввоз машин", — отметил собеседник. По его данным, в 2008 году в Беларусь было ввезено 200 тысяч автомобилей, из них 30 тысяч новых.
По его словам, документами по созданию таможенного союза предусмотрено, что после первого июля отменяются какие-либо ограничения по передвижению транспортных средств и товаров между Беларусью, Россией и Казахстаном. Соответственно, не должно быть препятствий по сбыту и передвижению, в частности, автомобилей внутри стран таможенного союза.
При этом повально заниматься ввозом многие не будут, полагает глава ассоциации. "Не у каждого найдутся свободные 7-10 тысяч долларов. А в кредит такую машину не купишь, потому что потом возникнут проблемы с отчуждением", — отметил Михневич.
"Теоретически это возможно, — также считает помощник генерального директора международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров. — Но для этого у людей должна быть уверенность в том, что все-таки будет создан таможенный союз и единая таможенная территория". При этом он не исключает, что Россия могут ввести определенные барьеры при ввозе авто после 1 июля.
Ажиотажный спрос подогреют россияне?
К слову, в конце года представители российского автобизнеса уже забили по тревогу по поводу возникшей разницы при "растаможке" физлицами, опасаясь, что из Беларуси после 1 июля, когда на границе между странами будет упразднен транспортный и таможенный контроль, хлынет поток дешевых иномарок.
Эксперты оценивают объемы их ввоза как весьма значительные. Возможную схему привел глава департамента стратегического развития международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Алексей Терещенко в декабре на одном из совещаний, где обсуждалась меры по стабилизации ситуации российского автопрома. По его мнению, схема будет простой — с белорусской стороны ввозятся довольно свежие иномарки, которые оформляются на физлиц, проводится "растаможка" по низкой ставке, чем могут заниматься как те же физические лица, так и "серые" дилеры, которые будут предоставлять финансовые ресурсы, искать покупателя в России и т.д. А после 1 июля дилеры будут забирать эти машины у частников и перепродавать в Россию. "Это прекрасная схема, и если положение дел не изменится, я и сам бы ею воспользовался", — признался Терещенко, которого цитирует "Независимая газета" . По его словам, в Беларуси 1,5 миллиона активных автовладельцев, так что даже если половина из них заинтересуется такой схемой, можно ждать притока в Россию 500-800 тыс. машин.
Что будет в результате, по словам российского эксперта, несложно представить. За ту же цену, которая действует внутри России на иномарки отечественного производства, можно будет купить импортную легковушку из Беларуси, но на 1-2 класса выше либо такую же, но гораздо дешевле. "В итоге получим резкое падение официального импорта и потери дилеров, но главное — снижение спроса на продукцию отечественного (российского — прим. БН) автопрома. Я уже не говорю про продукцию "АвтоВАЗа", — считает Терещенко.
По его словам, в Беларуси существует хорошо налаженная система оформления и регистрации, сервисная сеть, высокая квалификация перегонщиков и продавцов, контакты с аукционами в Европе и США и т.д., а потому проблемы резкого увеличения ввоза в короткие сроки абсолютно не существует.
К слову, массовый ввоз авто из Европы наблюдался в декабре, перед повышением ставок пошлин для юридических лиц. В результате чего на литовско-белорусской границе образовались длинные очереди. Ввезти авто по еще низким ставкам стремились как физические лица, которые опасались, что повышение с января коснется и их, так и юридические: автодилеры и перегонщики авто, для которых «халява» закачивалась уже с нового года. "Говорят, богатые перекупщики попригоняли в конце года по 8—9 автомобилей. Некоторые из тех, кто торгует на рынке, собираются еще раз съездить в Европу за машиной в качестве физического лица", — приводит "Республика" мнение одного из продавцов на рынке.
"На границе с Литвой действительно была сложная ситуация. У нас есть информация, что автомобильный рынок Литвы буквально опустел благодаря белорусским гражданам", — заявил на пресс-конференции 12 января зампредседателя ГТК Василий Дементей. Однако сейчас, по его словам, ввоз легковых автомобилей из Евросоюза в Беларусь проходит без ажиотажа.
Однако его, пол всей видимости, следует ожидать снова. "Ажиотаж на рынке подержанных автомобилей будет присутствовать в последние месяцы и недели перед наступлением 1 июля, — полагает Михневич. — Многие понимают, что больше такой выгодной ситуации уже не будет..."