В Беларуси угоняют "Лексусы"
06.01.2010 18:44
—
Новости Авто
- Из-за сильных морозов кражи поутихли. Но не исключено, что вскоре возобновятся, ведь рынок сбыта есть… - считает старший следователь ГУПК ПР МВД Николай Бушкевич. Специалисты небезосновательно полагают, что "Лексусы" воруют по "спецзаказам", поступающим из соседних государств, под конкретные документы.
…Практически все прибыли в 2008-м из-за океана. В Америке машины участвовали в аукционе, договоры заключались через интернет. Самую первую похитили в Гомеле в феврале 2009-го. Потом были Минск, Полоцк, Могилев. Серийно похищаются только "Лексусы-RX" второй серии, преимущественно с одним объемом двигателя (3,3 л), 2004 и 2005 годов выпуска и в основном серебристого цвета.
Семь угнанных машин стоимостью более двадцати тысяч долларов каждая были застрахованы от угонов и краж, и их владельцы особо не расстроились. У правоохранителей же резонно возникла версия о страховом мошенничестве. Но хищения продолжаются (уходят по одному-два авто в месяц). Последний потерпевший поездил всего полгода. Не успел продлить страховое "каско"…
Код-граббера, по словам Н. Бушкевича, эти машины не боятся. Но боятся "проворота". Беспечные автовладельцы не ставят дополнительные средства охраны, и преступник взламывает замки дверей "дедовским способом", за несколько минут. На руку угонщикам то, что автомобили оборудованы одним заводским "иммобилайзером", в функции которого входит лишь разъединение электро- или топливной систем и фактическое блокирование запуска двигателя.
- Собственно, отключить данное охранное устройство почти невозможно, оно достаточно надежное, - говорит следователь. - Если, конечно, нет другого. Проникнув в салон, преступник отключает "иммобилайзер", видимо, с помощью электроники.
"Фишка" в том, что практически всеми процессами в современном "четырехколесном друге" управляет компьютер. Авто имеет свою электронную цепь. Однако стоит в нее внести изменения, и машина будет заводиться, как того пожелает злоумышленник. Один из украденных в Гомеле "Лексусов" был найден (о чем ниже). Но установить, в каком месте цепи и что изменялось, проблематично. Для этого исследования к компьютеру "японца" необходимо, грубо говоря, подсоединить другой компьютер.
Изготавливают машины в Японии и Канаде. Если, к примеру, с дилером "Тойоты" (на сегодня угнаны и три "Тойоты Лэнд Крузер") об оказании техпомощи в исследовании машин можно договориться, то авторизированного дистрибьютора "Лексуса" в Беларуси нет. Представительство завода-изготовителя есть в Москве. И всё, что необходимо исследовать, белорусы должны передавать туда. А пока суд да дело, майор обращает внимание владельцев авто на элементарные меры предосторожности. Так, три "Лексуса" были похищены в столичной Серебрянке. Но в Минске их зарегистрировано более тысячи. И все они - потенциальные объекты для вора… Недосуг расслабляться и сотрудникам МОБ - участковым милиционерам, инспекторам ГАИ…
Когда в Могилеве в 2007 - 2008 годах пошли кражи "Ауди А6" (тогда похитили тоже порядка двенадцати машин, оснащенных преимущественно "иммобилайзерами"), руководство УВД Могоблисполкома приняло решение, чтобы сотрудники устанавливали владельцев и проводили с ними соответствующую профилактическую работу. Участковые оставляли под дворниками памятки, уведомляющие хозяина, что на территории города совершаются кражи аналогичных автомобилей. Милиция предлагала не оставлять машину на неохраняемых стоянках, оборудовать ее дополнительными средствами охраны и т. п.
После задержания гродненской преступной группы краж "Ауди" стало меньше. Теперь - новая напасть. Омоновца к каждому "Лексусу" не приставишь и, по мнению следователя, вышеописанные профилактические мероприятия целесообразно возобновить (прежде всего, в Минске, Гомеле и Могилеве), тем более что владельцев машин установить несложно (вся информация имеется в АИС "ГАИ-центр").
Другой проблеме, которую майор Бушкевич не может обойти стороной, не раз посвящали оперативные совещания и коллегии различных уровней. Это вопрос эффективности (в том числе планов "Перехват" и др.), а по большому счету - профессионализма. И здесь уместен следующий пример…
Среди сотен дел, что на контроле в ПР МВД, одно - о краже "БМВ" седьмой модели. Похищена она была в начале октября 2009-го в одном из районов столицы, а обнаружена в середине декабря в соседнем. Всё это время машина благополучно "проживала" в спальном микрорайоне, "ночевала" во дворе дома, на ней беспрепятственно разъезжали по городу и номера никто не менял. Задержали же случайно, совсем по другому уголовному делу.
- Коэффициент полезного действия сотрудников УР, УИМ, ППСМ и ГАИ в этом случае был крайне низок, - считает Н. Бушкевич. - А рапорты о результатах поиска машины, видимо, составляли, не выходя из служебных кабинетов.
На память приходит небезызвестный Богдашев, сбежавший из-под суда и находящийся сейчас в розыске. Летом 2008-го в Витебске за одну неделю он совершил четыре кражи. В том числе угнал "Тойоту Лэнд Крузер", на которой с "родными" госномерами и документами хозяев ездил три месяца. И за это время его ни разу не остановили, не проверили. Но если Богдашев колесил по всей республике, то на "БМВ" рассекали в основном по столице.
А вот другая история от Бушкевича… В ходе оперативно-розыскных мероприятий в августе 2009-го один из "Лексусов" с двумя бобруйчанами "на борту" столичные сыщики задержали. Но в Гомеле, куда передали фигурантов, следователям благодаря умелому адвокату не удалось доказать их причастность к хищению. Хотя у одного из задержанных при обыске были обнаружены свидетельства российского образца о регистрации дорогостоящих иномарок, приспособления для вскрытия дверей авто и оба ранее уже попадали в поле зрения милиции, в том числе по поводу автокраж… В завершение гомельчане приняли версию задержанных (иномарку, мол, купили, а что краденая - не знали), подозреваемых отпустили, и те, недолго думая, подались в бега. Впрочем, один в Украине уже задержан, вскоре его должны экстрадировать… Следователь Бушкевич вовсе не ставит целью критиковать коллег, он просто болеет за дело, а оно - общее. Николай Сергеевич знает, что преступления приобретают системный характер, когда системой становятся изъяны в работе…