Насколько изменятся цены на новые иномарки в 2010 году?
23.12.2009 09:23
—
Новости Авто
Делать запасы накануне новогодних праздников стало почти народной традицией. Обычно именно в декабре оживают многие сегменты потребительского рынка. В этом году накануне Рождества белорусы решили запастись… автомобилями. Рекордно вялый в начале года спрос на легковушки в последние месяцы вырос почти в 2 раза. Подогрели интерес к смене "колес" новые ввозные пошлины. Что будет с ними для физических лиц, пока не совсем понятно, все прояснится ближе к лету. Но решение о повышении пошлин для юридических лиц, в том числе автодилеров, уже принято. Насколько же подорожают новые автомобили с 1 января в Беларуси? Этот вопрос пока остается открытым.
Легковой автомобильный рынок республики стал жертвой компромисса при унификации пошлин во время формирования Таможенного союза. За высокие цены на импортные автомобили ратовала Россия. В отличие от Беларуси и Казахстана, она обладает достаточно мощным собственным легковым автопромом. Качество и эффективность профильных российских предприятий — вопрос длинный и неоднозначный. Но отказываться от поддержки отрасли российские власти навряд ли согласятся.
Тем не менее для белорусской экономики пошлины на легковушки имеют большое экономическое значение. Только ежегодный оборот авто "в упаковке" оценивается экспертами приблизительно в $1 млрд. Правда, в этом году в связи с кризисом этот показатель может снизиться до $750 млн., но цифра в любом случае внушительная. Это около 3-4% розничного товарооборота. Если пошлины, возвращение НДС и акцизов для автодилеров увеличат цену машины на 40-50%, падение продаж, по мнению участников рынка, произойдет почти в 2 раза. Потерять 2-3% розничного оборота — слишком большая роскошь. Тем более что продажи новых автомобилей — один из самых прозрачных сегментов отечественной экономики. По крайней мере в последние годы в этой сфере удалось практически исключить "серые" схемы. Стоит хотя бы вспомнить, что уже который год нельзя купить машину за наличные. В автоцентре обязательно предложат открыть счет в банке и оплатить эту крупную покупку по безналу.
Второй важный показатель — производственный. По некоторым подсчетам, импортная составляющая у автодилеров — всего около 50%. Вторая половина их оборота уходит в счет белорусского ВВП. Ведь продавцы автомобилей существенно подкармливают страховой рынок, плюс инвестиции, создание автосервисов, развитие различных услуг по обслуживанию автомобилей — ремонт, мойка и т. д. Как ни крути, но рост продаж новых авто провоцирует развитие целого ряда смежных направлений. Причем курируют их зачастую представители малого и среднего бизнеса. Таким образом, комфортные условия для автодилеров косвенно способствуют выполнению ряда стратегических задач в белорусской экономике: развитию сферы услуг и увеличению их доли в ВВП, росту малого и среднего бизнеса.
Еще один серьезный фактор — влияние автомобильного рынка на валютный. Если опасения автодилеров оправдаются и в новом году к цене машин придется помимо повышенной пошлины добавлять НДС и акцизы, то в итоге белорусские продавцы с трудом будут выигрывать конкуренцию у российских коллег. Ведь стоимость новых автомобилей может увеличиться на 80%. Кроме того, низкие пошлины как минимум в первом полугодии заставят граждан приобретать за границей не только бывшие в употреблении, но и новые автомобили. Во-первых, увеличатся расходы валюты: различные налоги и платежи получат бюджеты других государств. Во-вторых, возрастет спрос на наличные доллары и евро, а импортные банкноты обходятся дороже отечественной финансовой системе по сравнению с безналичной валютой. И это на фоне практически нулевых налоговых платежей со стороны автодилеров, продажи у которых значительно упадут.
— Если пошлины увеличатся только для юрлиц, то первое полугодие мы будем стоять, — говорит председатель правления Автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич.
Впрочем, при несколько тревожной общей ситуации ее подробности пока не ясны. Ведь конкурентоспособность отечественных автодилеров можно усилить за счет смягчения других факторов. Например, налоговой нагрузки или иных финансовых преференций. Ими вполне можно выровнять цены и не допустить их существенного роста в следующем году. Ведь получают же из бюджета дотации нефтепереработчики: в противном случае их работа исходя из ввозных пошлин на нефть и вывозных на нефтепродукты оказалась бы убыточной. Позитивное отношение к автодилерам не противоречит принципам Таможенного союза, так как он не затрагивает национальные налоговые законодательства. Кстати, продукции белорусского машиностроения в России не выставляли заслон — только перекрывали кислород для ее приобретения с использованием льготных кредитных линий.
Сегодня российские автопроизводители с трудом справляются с потребностями внутреннего рынка. Сборка же иномарок в соседней стране еще нескоро наберет достойные обороты. По крайней мере локализовать удалось только некоторые импортные модели, на комплектующие которых распространяются таможенные льготы. Словом, падение рынка новых автомобилей во всех отношениях невыгодно отечественной экономике. А потому есть надежда, что автодилеры найдут понимание в государственных органах и будут выработаны механизмы, которые позволят не потерять ценовой привлекательности и относительной доступности машин "в упаковке" для белорусов.
Легковой автомобильный рынок республики стал жертвой компромисса при унификации пошлин во время формирования Таможенного союза. За высокие цены на импортные автомобили ратовала Россия. В отличие от Беларуси и Казахстана, она обладает достаточно мощным собственным легковым автопромом. Качество и эффективность профильных российских предприятий — вопрос длинный и неоднозначный. Но отказываться от поддержки отрасли российские власти навряд ли согласятся.
Тем не менее для белорусской экономики пошлины на легковушки имеют большое экономическое значение. Только ежегодный оборот авто "в упаковке" оценивается экспертами приблизительно в $1 млрд. Правда, в этом году в связи с кризисом этот показатель может снизиться до $750 млн., но цифра в любом случае внушительная. Это около 3-4% розничного товарооборота. Если пошлины, возвращение НДС и акцизов для автодилеров увеличат цену машины на 40-50%, падение продаж, по мнению участников рынка, произойдет почти в 2 раза. Потерять 2-3% розничного оборота — слишком большая роскошь. Тем более что продажи новых автомобилей — один из самых прозрачных сегментов отечественной экономики. По крайней мере в последние годы в этой сфере удалось практически исключить "серые" схемы. Стоит хотя бы вспомнить, что уже который год нельзя купить машину за наличные. В автоцентре обязательно предложат открыть счет в банке и оплатить эту крупную покупку по безналу.
Второй важный показатель — производственный. По некоторым подсчетам, импортная составляющая у автодилеров — всего около 50%. Вторая половина их оборота уходит в счет белорусского ВВП. Ведь продавцы автомобилей существенно подкармливают страховой рынок, плюс инвестиции, создание автосервисов, развитие различных услуг по обслуживанию автомобилей — ремонт, мойка и т. д. Как ни крути, но рост продаж новых авто провоцирует развитие целого ряда смежных направлений. Причем курируют их зачастую представители малого и среднего бизнеса. Таким образом, комфортные условия для автодилеров косвенно способствуют выполнению ряда стратегических задач в белорусской экономике: развитию сферы услуг и увеличению их доли в ВВП, росту малого и среднего бизнеса.
Еще один серьезный фактор — влияние автомобильного рынка на валютный. Если опасения автодилеров оправдаются и в новом году к цене машин придется помимо повышенной пошлины добавлять НДС и акцизы, то в итоге белорусские продавцы с трудом будут выигрывать конкуренцию у российских коллег. Ведь стоимость новых автомобилей может увеличиться на 80%. Кроме того, низкие пошлины как минимум в первом полугодии заставят граждан приобретать за границей не только бывшие в употреблении, но и новые автомобили. Во-первых, увеличатся расходы валюты: различные налоги и платежи получат бюджеты других государств. Во-вторых, возрастет спрос на наличные доллары и евро, а импортные банкноты обходятся дороже отечественной финансовой системе по сравнению с безналичной валютой. И это на фоне практически нулевых налоговых платежей со стороны автодилеров, продажи у которых значительно упадут.
— Если пошлины увеличатся только для юрлиц, то первое полугодие мы будем стоять, — говорит председатель правления Автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич.
Впрочем, при несколько тревожной общей ситуации ее подробности пока не ясны. Ведь конкурентоспособность отечественных автодилеров можно усилить за счет смягчения других факторов. Например, налоговой нагрузки или иных финансовых преференций. Ими вполне можно выровнять цены и не допустить их существенного роста в следующем году. Ведь получают же из бюджета дотации нефтепереработчики: в противном случае их работа исходя из ввозных пошлин на нефть и вывозных на нефтепродукты оказалась бы убыточной. Позитивное отношение к автодилерам не противоречит принципам Таможенного союза, так как он не затрагивает национальные налоговые законодательства. Кстати, продукции белорусского машиностроения в России не выставляли заслон — только перекрывали кислород для ее приобретения с использованием льготных кредитных линий.
Сегодня российские автопроизводители с трудом справляются с потребностями внутреннего рынка. Сборка же иномарок в соседней стране еще нескоро наберет достойные обороты. По крайней мере локализовать удалось только некоторые импортные модели, на комплектующие которых распространяются таможенные льготы. Словом, падение рынка новых автомобилей во всех отношениях невыгодно отечественной экономике. А потому есть надежда, что автодилеры найдут понимание в государственных органах и будут выработаны механизмы, которые позволят не потерять ценовой привлекательности и относительной доступности машин "в упаковке" для белорусов.