Сергей Михневич: «Это будет тяжелый удар по автобизнесу»
Продажи иномарок в Беларуси в 2010 году по сравнению с 2008 годом могут сократиться в 10 раз.
Таков прогноз председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича.
По словам Михневича, подобный спад продаж легковых автомобилей возможен, если с 2010 года в рамках Единого таможенного тарифа белорусские пошлины на иномарки для юрлиц будут повышены до уровня российских. Специалист ответил и на другие вопросы «Ежедневника».
- Как будут действовать БАА и автодилеры в случае повышения с 1 января пошлин на легковые машины?
- Ну, во-первых, мы тешим себя надеждой, что этого все же не случится. Во всяком случае, из официальных лиц никто данную информацию не подтвердил. Однако если повышение пошлин произойдет, то это приведет к удорожанию машин у автодилеров примерно на 4 тыс. долларов. То есть, если растаможка будет обходиться не в 2 тыс. долларов в среднем, а в 5-6 тысяч. Мы не тешим себя иллюзиями, что новые цены не окажут влияния на спрос. Поэтому первое полугодие следующего года будет временем ожидания. Мы будем ждать 1 июля, когда должно быть сформировано единое таможенное пространство. Надеемся, что к этому времени произойдет выравнивание пошлин для физических и юридических лиц, либо Россия отменит повышенные пошлины на ввоз иномарок, которые там также введены временно. Однако сейчас юрлица восстанавливают цены на автомобили на обычном уровне и приостанавливают распродажи.
- Какие меры в этих условиях БАА может предпринять?
- Мы уже обращались к руководству страны, будем, безусловно, пытаться изменить ситуацию и в дальнейшем. Но, вероятно, решение о данных пошлинах было для страны непростым. Мы понимаем, что Беларусь живет не одним авторынком, и компромиссное решение по поднятию пошлин на грузовые автомобили в России было в интересах Беларуси. Однако все же мы продолжаем надеяться на лучшее разрешение ситуации.
- Есть ли вероятность увеличения спроса на российские легковые автомобили в Беларуси?
- Иностранные бренды в России производят пока очень мало машин. Кроме того, среди них ограниченное число моделей определенной комплектации. Если бы всего этого в России выпускалось больше, то наши дилеры могли бы перестроиться. А так покупать там особо нечего. Тем более я далек от мысли, что наши граждане начнут активнее приобретать продукцию собственно российского автопрома. Имея хоть и подержанные, но иномарки, белорусы предпочтут ездить за автомобилями в Польшу и страны Балтии, нежели захотят пересаживаться на российские машины.
- По каким еще сферам ударит Таможенный союз?
- Спад продаж автодилерами скажется на медиарынке, так как продавцы сократят рекламу своих услуг. Отразится это и на автокредитовании, которое было стабильным источником кредитных портфелей банков. То есть повышение пошлин затронет все сопутствующие сферы автобизнеса.
- А много ли юрлиц, занимающихся продажами автомобилей, могут закрыться?
- В первую очередь повышение пошлин ударит по тем дилерам, которые не смогут выживать за счет сервиса автомобилей. Ведь существовать только за счет продаж будет весьма сложно. В 2008 году в Беларуси было продано около 30 тыс. новых легковых автомобилей. В этом году - не более 15-16 тыс. То есть уже из-за кризиса произошло сокращение продаж в 2 раза. И только перед нами начала брезжить надежда на улучшение ситуации, вводятся пошлины, которые большинство белорусов не в состоянии оплачивать. В результате в 2010 году продажи автомобилей могут упасть еще более чем в 3 раза. То есть мы вернемся на уровень четырех-пятилетней давности, когда продажи новых иномарок в стране составляли 3-3,5 тыс. машин в год.
По сравнению с 2008 годом сокращение продаж может произойти в 10 раз. Это будет очень тяжелый удар по автобизнесу, даже если он затянется всего на полгода и с 1 июля ситуация с пошлинами нормализуется. Не многие автодилеры его переживут.