Таможенный союз может загнать белорусский авторынок в «тень»
Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) прогнозирует рост цен на легковые автомобили и порождение их серого рынка при разных условиях ввоза для физических и юридических лиц, которые могут быть введены с 1 января 2010 года, сообщает БЕЛТА.
«Предполагается, что при создании Таможенного союза все автодилеры вынуждены будут растамаживать автомобили по новым пошлинам, а ввоз автомобилей физическими лицами будет регулироваться отдельным соглашением, и решение этого вопроса будет отложено до мая-июня 2010 года», — сказал председатель БАА Сергей Михневич. В этой связи, считает он, повышение таможенных пошлин для юрлиц вернет автобизнес в условия, которые были до 2005 года — до принятия указа № 546 от 24 октября 2005 года.
Председатель БАА подчеркнул, что этот указ и по сегодняшний день является самым значимым документом по вкладу в развитие автомобильного бизнеса в Беларуси. Указ устранил неравные условия при ввозе и реализации автомобилей для юридических и физических лиц. Это позволило избежать существенной разницы в конечной стоимости автомобилей.
За четыре года действия указа официальные автодилеры увеличили годовые объемы продаж в республике в 10 раз — с 2,5 тыс. единиц до более 25 тыс. И если в 2005 году доля машин, ввезенных юрлицами и предпринимателями, составляла около 1% импорта автомобилей, то в 2008 году она увеличилась до 43%. В 2008 году автобизнес принес в бюджет государства в виде таможенных пошлин не менее $400 млн. и около $50 млн. налоговых платежей. В Беларуси действует около 30 фирменных автоцентров — членов БАА, на которых заняты более 3 тыс. человек.
Именно то, что при создании Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана это положение может измениться и ситуация в автобизнесе ухудшится, вызывает опасения у Белорусской автомобильной ассоциации. Отсутствие равных условий для ввоза автомобилей физическими и юридическими лицами может толкнуть автобизнес в тень и вывести на рынок нецивилизованных игроков, считает эксперт.
Чтобы избежать такого негатива, БАА разработала предложения по минимизации последствий от унификации таможенных пошлин в процессе формирования Таможенного союза. Они направлены в правительство и Администрацию президента, сообщил председатель ассоциации. БАА предлагает сохранить на одном уровне пошлины на ввозимые импортные автомобили для физических и юрлиц. В России и Казахстане при вступлении в Таможенный союз такое равенство сохраняется.
Также автобизнес рассчитывает на сохранение действия указа № 546 в части применения нулевой ставки НДС при ввозе автомобилей физическими и юрлицами. «Это смягчит ценовой шок, к которому может привести отмена указа и повышение таможенных пошлин», — считает Сергей Михневич. По его словам, удорожание составит до 40% к текущим ценам на автомобили. «Но нам не хотелось бы развития такой ситуации, и мы надеемся, что будет принято правильное решение, которое не заставит наших граждан после 1 января ехать за границу покупать автомобиль», — отметил председатель БАА.