Компромисс с памятником
22.10.2009 22:56
—
Новости Авто
Автомобиль, старше вас даже на 15-20 лет, требует особого внимания, почтения и заботы. И такому отношению нужно учиться, таким опытом нужно делиться, да и вообще, всякое дело лучше делать в компании. Именно поэтому реставраторы и просто любители авто преклонного возраста объединяются в клубы и создают организации. Лидер одной из них – организации "Наша перамога" – Василий Терешко рассказал ЕT CETERA.Авто об автомобилях организации, сотрудничестве с кинематографом, обеспечении комфортных жизненных условий для ветеранов дорожного движения.
– "Наша перамога" – организация для кого и для чего?
– Товарищество "Наша перамога" существует уже десять лет: оно образовалось 13 апреля 1999 года и носит полное название ОО "Товарищество защиты памятников техники и транспорта "Наша перамога".
У большинства друзей нашего товарищества есть машины "Победа", которые выпускались с 1946 до 1958 года. Моя "Победа" – модель самого последнего выпуска 1958 года.
Члены нашего товарищества – это любители старой техники, старых машин. Есть любители белорусской железной дороги, которые занимаются реставрацией паровозов. Наши члены по всей Беларуси собирают, сохраняют, обновляют старые машины, мотоциклы, велосипеды.
– Какие автомобили есть у друзей вашего товарищества? Насколько стары эти автомобили?
– Самые старые автомобили, которые есть у нас, были выпущены в 1934-36 годах. В нашей коллекции есть "Москвич-401", старый "Запорожец", машины польского производства, которые можно назвать потомками "Победы". "Победу" ведь производили не только в Советском Союзе, но и в Польше и Китае. В Польше ее собирали с 1951 года и выпускали под названием "Варшава". После 60-х годов поляки провели модернизацию этой машины и превратили ее в седан. На базе "Варшавы" создали три автомобиля: "Жук", "Ныса", "Тарпан" – это своеобразные агрегаты "Победы".
Когда наше товарищество только образовывалось, многими автомобилями наши друзья пользовались в повседневной жизни. Сейчас, когда благосостояние людей выросло и можно позволить себе купить машину для повседневных нужд, наши ретроавтомобили используются в основном на съемках "Беларусьфильма". Например, в фильме "Стиляги" все машины выпуска довоенных и послевоенных времен, которые ездили возле ГУМа и на проспекте Независимости, были нашими.
Не все машины, которые есть у нас в товариществе, были выпущены в Советском Союзе. Есть и американские, и немецкие, и польские машины. Есть и знаменитые машины: например, Андрей Мицкевич, член нашего товарищества, является владельцем "Победы" 1953 года, принадлежавшей Якубу Коласу. Она, правда, еще не до конца отреставрирована, находится в не очень хорошем состоянии, но, думаю, со временем, когда появится финансовая возможность, мы ее отремонтируем.
– Есть ли автомобиль, которым гордится вся "Наша перамога"?
– Какого-то одного конкретного автомобиля, который стал бы всеобщим предметом гордости, у нас нет, каждый член товарищества гордится своим автомобилем и считает его самым лучшим. И гордиться есть чем: некоторым автомобилям уже 70 лет, но они все еще на ходу.
Коллекционирование автомобилей – это хобби для миллионеров. Человеку, который живет в городе, собрать большую коллекцию сложно из-за проблем с хранением машин.
– Что самое сложное в сохранении таких старых автомобилей?
– Содержать автомобиль – это то же самое, что и поддерживать свой дом в порядке: нужны постоянные денежные вливания. Одну машину поддерживать сложно, но когда машин много – это сделать еще сложнее. Машина должна ездить, двигаться все время. Если машина стоит на приколе, то она превращается в груду металлолома, и оживить ее сложно.
– Все ли автомобили состоят на учете в ГАИ?
– В принципе, у всех наших машин есть номера и свидетельства. Но по нашей классификации машины, которым больше 40 лет, уже не являются транспортом и проходят техосмотр как памятники транспорта.
Современный техосмотр очень жесткий, поэтому машинам, которые выпускались для других дорожных условий и других скоростей, пройти его сложно. У некоторых машин 40-х годов не было даже поворотников – люди показывали направление движения рукой. Мотоциклы вообще до 80-х годов не были оборудованы указателями поворотов, и требования к машинам и технике не были настолько жесткими, как сейчас. Так что ретроавтомобилям мы проводим техосмотр как памятникам транспорта, и они ездят с такой отметкой.
– Вы хорошо знакомы с устройством и современных, и старинных автомобилей. На ваш взгляд, какие машины проживут дольше – те, которые были выпущены в ХХ веке, или современные?
– Подход к автомобилю изменился. Раньше самоходными машинами пользовались не все, очень мало женщин имели права. Машин было меньше, и рассчитаны они были на больший срок эксплуатации. В техническом плане они были очень простыми, возможно, даже примитивными, но и ломались меньше. Делали их на долгие годы, передавали из поколения в поколение. Современные машины практически одноразовые, и отношение к ним стало более утилитарным. Они быстро устаревают, потому что мода и прогресс движутся с огромной скоростью.
– В таком случае возникает вопрос: сколько еще проживут автомобили, произведенные в первой половине ХХ века?
– Я думаю, при надлежащем уходе и хранении они проживут долго, лет тридцать. Недавно мы осматривали автомобили, которые предлагают нам даром на запчасти. Я думаю, даже ржавый автомобиль можно возродить к жизни, если задаться целью. Например, однажды мы за неделю отреставрировали старый автобус, который был необходим для съемок фильма. Наше товарищество делает автомобили и технику в основном для съемок фильмов. Например, для фильма "Спасти императора" мы воспроизвели самолет времен Первой мировой войны. Для фильма "Днепровский рубеж" мы сделали автомобиль БА-20 образца 1936-41 годов. Для последнего фильма "Брестская крепость" мы сделали полуторку (ГАЗ-АА), которую по сюжету должны были взорвать. Автомобиль-полуторка – не такая уж и редкость сейчас, но настоящий автомобиль никто не позволил бы взорвать. Еще для съемок мы делали танк, шестиствольный миномет.
– Есть ли конфликт между техническими характеристиками старинных автомобилей и современными горюче-смазочными материалами?
– Я считаю, что всегда можно найти компромисс. "Победы" и "Москвичи-401" заправлялись бензином АИ-66 или АИ-70. Сейчас такого бензина не найти, но можно подобрать подходящее топливо и из современных образцов.
– На какие хитрости приходится идти, чтобы удовлетворить любимый автомобиль и предоставить ему комфортные для работы условия?
– На всем ретротранспорте нужно ездить медленно, чтобы все тебя видели, тогда и машина не будет сильно изнашиваться. На "Победе" или "Москвиче" можно ехать и со скоростью в 90 км/ч, но зачем? В таком случае придется каждый год менять или ремонтировать двигатель. А если ехать неторопливо, со скоростью 50-70 км/ч, то машина прослужит тебе и десять, и двадцать, и тридцать лет.
– Какая мечта есть у человека, который любит ретроавтомобили?
– Я хочу собрать все первые модели белорусских автомобилей, мотоциклетов и велосипедов, самые старые и, возможно, неизвестные. До 1939 года у нас производили горные велосипеды. Хотелось бы иметь у себя такую модель. Еще хотелось бы заиметь первый МАЗ 1947 года, первый минский мотоциклет М-1.
– Что вы приобретали в последний раз?
– Совсем недавно один из членов нашего товарищества Дмитрий Сосновский, лидер группы "Стары Ольса", приобрел "Москвич-401" 1955 года выпуска.
– "Наша перамога" – организация для кого и для чего?
– Товарищество "Наша перамога" существует уже десять лет: оно образовалось 13 апреля 1999 года и носит полное название ОО "Товарищество защиты памятников техники и транспорта "Наша перамога".
У большинства друзей нашего товарищества есть машины "Победа", которые выпускались с 1946 до 1958 года. Моя "Победа" – модель самого последнего выпуска 1958 года.
Члены нашего товарищества – это любители старой техники, старых машин. Есть любители белорусской железной дороги, которые занимаются реставрацией паровозов. Наши члены по всей Беларуси собирают, сохраняют, обновляют старые машины, мотоциклы, велосипеды.
– Какие автомобили есть у друзей вашего товарищества? Насколько стары эти автомобили?
– Самые старые автомобили, которые есть у нас, были выпущены в 1934-36 годах. В нашей коллекции есть "Москвич-401", старый "Запорожец", машины польского производства, которые можно назвать потомками "Победы". "Победу" ведь производили не только в Советском Союзе, но и в Польше и Китае. В Польше ее собирали с 1951 года и выпускали под названием "Варшава". После 60-х годов поляки провели модернизацию этой машины и превратили ее в седан. На базе "Варшавы" создали три автомобиля: "Жук", "Ныса", "Тарпан" – это своеобразные агрегаты "Победы".
Когда наше товарищество только образовывалось, многими автомобилями наши друзья пользовались в повседневной жизни. Сейчас, когда благосостояние людей выросло и можно позволить себе купить машину для повседневных нужд, наши ретроавтомобили используются в основном на съемках "Беларусьфильма". Например, в фильме "Стиляги" все машины выпуска довоенных и послевоенных времен, которые ездили возле ГУМа и на проспекте Независимости, были нашими.
Не все машины, которые есть у нас в товариществе, были выпущены в Советском Союзе. Есть и американские, и немецкие, и польские машины. Есть и знаменитые машины: например, Андрей Мицкевич, член нашего товарищества, является владельцем "Победы" 1953 года, принадлежавшей Якубу Коласу. Она, правда, еще не до конца отреставрирована, находится в не очень хорошем состоянии, но, думаю, со временем, когда появится финансовая возможность, мы ее отремонтируем.
– Есть ли автомобиль, которым гордится вся "Наша перамога"?
– Какого-то одного конкретного автомобиля, который стал бы всеобщим предметом гордости, у нас нет, каждый член товарищества гордится своим автомобилем и считает его самым лучшим. И гордиться есть чем: некоторым автомобилям уже 70 лет, но они все еще на ходу.
Коллекционирование автомобилей – это хобби для миллионеров. Человеку, который живет в городе, собрать большую коллекцию сложно из-за проблем с хранением машин.
– Что самое сложное в сохранении таких старых автомобилей?
– Содержать автомобиль – это то же самое, что и поддерживать свой дом в порядке: нужны постоянные денежные вливания. Одну машину поддерживать сложно, но когда машин много – это сделать еще сложнее. Машина должна ездить, двигаться все время. Если машина стоит на приколе, то она превращается в груду металлолома, и оживить ее сложно.
– Все ли автомобили состоят на учете в ГАИ?
– В принципе, у всех наших машин есть номера и свидетельства. Но по нашей классификации машины, которым больше 40 лет, уже не являются транспортом и проходят техосмотр как памятники транспорта.
Современный техосмотр очень жесткий, поэтому машинам, которые выпускались для других дорожных условий и других скоростей, пройти его сложно. У некоторых машин 40-х годов не было даже поворотников – люди показывали направление движения рукой. Мотоциклы вообще до 80-х годов не были оборудованы указателями поворотов, и требования к машинам и технике не были настолько жесткими, как сейчас. Так что ретроавтомобилям мы проводим техосмотр как памятникам транспорта, и они ездят с такой отметкой.
– Вы хорошо знакомы с устройством и современных, и старинных автомобилей. На ваш взгляд, какие машины проживут дольше – те, которые были выпущены в ХХ веке, или современные?
– Подход к автомобилю изменился. Раньше самоходными машинами пользовались не все, очень мало женщин имели права. Машин было меньше, и рассчитаны они были на больший срок эксплуатации. В техническом плане они были очень простыми, возможно, даже примитивными, но и ломались меньше. Делали их на долгие годы, передавали из поколения в поколение. Современные машины практически одноразовые, и отношение к ним стало более утилитарным. Они быстро устаревают, потому что мода и прогресс движутся с огромной скоростью.
– В таком случае возникает вопрос: сколько еще проживут автомобили, произведенные в первой половине ХХ века?
– Я думаю, при надлежащем уходе и хранении они проживут долго, лет тридцать. Недавно мы осматривали автомобили, которые предлагают нам даром на запчасти. Я думаю, даже ржавый автомобиль можно возродить к жизни, если задаться целью. Например, однажды мы за неделю отреставрировали старый автобус, который был необходим для съемок фильма. Наше товарищество делает автомобили и технику в основном для съемок фильмов. Например, для фильма "Спасти императора" мы воспроизвели самолет времен Первой мировой войны. Для фильма "Днепровский рубеж" мы сделали автомобиль БА-20 образца 1936-41 годов. Для последнего фильма "Брестская крепость" мы сделали полуторку (ГАЗ-АА), которую по сюжету должны были взорвать. Автомобиль-полуторка – не такая уж и редкость сейчас, но настоящий автомобиль никто не позволил бы взорвать. Еще для съемок мы делали танк, шестиствольный миномет.
– Есть ли конфликт между техническими характеристиками старинных автомобилей и современными горюче-смазочными материалами?
– Я считаю, что всегда можно найти компромисс. "Победы" и "Москвичи-401" заправлялись бензином АИ-66 или АИ-70. Сейчас такого бензина не найти, но можно подобрать подходящее топливо и из современных образцов.
– На какие хитрости приходится идти, чтобы удовлетворить любимый автомобиль и предоставить ему комфортные для работы условия?
– На всем ретротранспорте нужно ездить медленно, чтобы все тебя видели, тогда и машина не будет сильно изнашиваться. На "Победе" или "Москвиче" можно ехать и со скоростью в 90 км/ч, но зачем? В таком случае придется каждый год менять или ремонтировать двигатель. А если ехать неторопливо, со скоростью 50-70 км/ч, то машина прослужит тебе и десять, и двадцать, и тридцать лет.
– Какая мечта есть у человека, который любит ретроавтомобили?
– Я хочу собрать все первые модели белорусских автомобилей, мотоциклетов и велосипедов, самые старые и, возможно, неизвестные. До 1939 года у нас производили горные велосипеды. Хотелось бы иметь у себя такую модель. Еще хотелось бы заиметь первый МАЗ 1947 года, первый минский мотоциклет М-1.
– Что вы приобретали в последний раз?
– Совсем недавно один из членов нашего товарищества Дмитрий Сосновский, лидер группы "Стары Ольса", приобрел "Москвич-401" 1955 года выпуска.